|
|
N°128, 22 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все на продажу
Регионы пытаются оценить последствия краха ЮКОСа
Процесс фактической ликвидации нефтяной компании ЮКОС начался. Первым на продажу будет выставлено основное добывающее предприятие «Юганскнефтегаз» (ЮНГ). 20 июля Минюст заявил о готовящейся оценке стоимости акций «Юганскнефтегаза» и передаче его в специализированную организацию для продажи. Вырученные средства планируется направить на погашение задолженности ЮКОСа перед МНС. Первые озвученные параметры продажной цены ЮНГ -- 1,75 млрд долларов.
Возможность продажи «Юганскнефтегаза» вызвала настоящий шок в Ханты-Мансийском автономном округе. ЮНГ добывает более 50 млн тонн нефти в год, что составляет свыше 60% всей производимой ЮКОСом нефти, или 12% от общероссийской добычи. В Нефтеюганск, который его жители называют «столицей ЮКОСа», сообщение о предстоящей продаже предприятия поступило во вторник вечером и тут же стало главной городской новостью. Из 49 тыс. работоспособных жителей города 6 тыс. работают на самом «Юганскнефтегазе» и еще больше -- на предприятиях, связанных с ним технологическим циклом и социальными программами. Поэтому формулировка «от ЮКОСа зависит каждая семья» в случае с Нефтеюганском вполне оправданна.
Работники «Юганскнефтегаза» пока не представляют свою дальнейшую судьбу. Один из сотрудников компании на условиях анонимности рассказал "Времени новостей", что руководство не стало ничего объяснять своим подчиненным, поскольку само находится «в состоянии детской растерянности». При этом шок менеджеров вызван не только возможностью продажи компании, слухи о которой периодически появлялись в городе, но и возможной ценой, которая занижена, по их мнению, минимум в десять раз.
Не дождавшись объяснений от руководства, работники сделали собственные выводы о недолговечности бизнеса, связанного с ЮКОСом, и, памятуя о недавнем банковском кризисе, стали снимать деньги со своих счетов в филиале «МЕНАТЕП СПб», куда недавно была перечислена премия за хорошую работу предприятия -- «Юганскнефтегаз» перевыполнил план по добыче нефти на 20%.
Еще один вопрос, остающийся без ответа, -- возможный покупатель компании. В Нефтеюганске считают, что претендентов на «Юганскнефтегаз» трое: «Газпром», "Роснефть" и «Сургутнефтегаз». Но «Газпром» и «Роснефть» вчера заявили, что не интересуются активами ЮКОСа. «Компания «Роснефть» не планирует покупать акции «Юганскнефтегаза», а также какие-либо другие крупные активы», -- сообщил официальный представитель «Роснефти». Пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера Сергей Куприянов также заявил, что «компания «Газпром» не рассматривает возможности покупки активов ЮКОСа».
При этом большинство опрошенных «Временем новостей» сотрудников "Юганскнефтегаза" говорят, что с социальной точки зрения им выгоднее «Сургутнефтегаз», также работающий в ХМАО и известный своими крупными соцпрограммами больше, чем газовый монополист. Правда, мало кто верит, что менеджмент «Сургутнефтегаза» сможет не только превысить, но и просто сохранить нынешний объем социальных программ. По итогам 2003 года на соцпроекты города и округа ЮКОС выделил 328 млн рублей.
Аналогичные опасения высказывает и Юрий Манчевский, глава Ханты-Мансийского района, в бюджет которого поступает часть налогов «Юганскнефтегаза». Конечно, и в случае продажи «Юганскнефтегаза» поступления от большинства налогов, выплачиваемых им, все равно останутся в бюджете Ханты-Мансийского округа. Однако продажа предприятия может помешать заплатить налог на прибыль по итогам второго квартала, считающийся основным для муниципалитета. При этом г-н Манчевский отмечает, что смена собственника поставит под сомнение преемственность в социальных программах. По социальным программам между районом и "Юганскнефтегазом" до конца 2004 года подписано социально-экономическое соглашение. В то же время новый собственник, по словам г-на Манчевского, может заявить, что налогов вполне достаточно, а социальные проблемы не его забота.
Мэр Нефтеюганска Виктор Ткачев, чей городской бюджет продажа «Юганскнефтегаза» может затронуть в первую очередь, вчера оказался недоступен для комментариев, поскольку находится в отпуске. А его заместитель, получив сообщение о судьбе предприятия, тоже срочно отправился в отпуск. О своем отношении к делу ЮКОСа не рискнули говорить и политики окружного уровня, которые три месяца назад благодарили компанию за увеличение налоговых отчислений на 2 млрд рублей.
В Томской области также ждут больших проблем. Первый вице-губернатор Томской области Вячеслав Наговицын заявил, что администрация «серьезно опасается переноса дела ЮКОСа на региональный уровень». Он выразил надежду, что «в случае ареста или иных правомерных действий с активами ЮКОСа ни счета, ни имущество его «дочки» в Томской области -- «Томскнефть ВНК» -- не должны пострадать», так как от работы этого предприятия напрямую зависят «многие люди, живущие в регионе, и даже целые города». Губернатор Томской области Виктор Кресс, распорядился создать и направить в город Стрежевой, где базируется "Томскнефть ВНК", специальную рабочую группу для оказания оперативной помощи органам местного самоуправления "в случае дальнейшего негативного развития событий вокруг нефтяной компании".
Завидное спокойствие по поводу судьбы, ожидающей другую "дочку" ЮКОСа «Самарнефтегаз», проявляет пока лишь администрация Самарской области, которая никак не комментирует происходящее.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург, Екатерина ГОРДЕЕВА