|
|
N°128, 22 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«На эту легендарную машину все сразу реагируют»
Вертолетный завод им. Миля на авиасалоне Фарнборо-2004 конфликтует с британской BAE Systems
На проходящем в эти дни в Англии международном авиасалоне Фарнборо-2004 вчера продолжился скандал вокруг вертолета Ми-24, выставленного британской авиастроительной корпорацией BAE Systems и начиненного английской техникой. Генеральный директор Московского вертолетного завода (МВЗ) им. Миля Юрий Андрианов заявил, что BAE Systems занимается модернизацией «милевской» продукции без ведома разработчика. Другие представители завода неофициально сообщили «Времени новостей» о возможности применения санкций к странам, военно-воздушные силы которых захотят воспользоваться новой британской разработкой. Между тем в BAE Systems считают, что предмета для конфликта нет, так как нелетающий корпус российского вертолета просто используется корпорацией лишь для демонстрации стандартного пилотажного комплекса.
Как сообщил корреспонденту «Времени новостей» начальник отделения полевых военных систем BAE Systems Джим Филд, пилотажный комплекс, радионавигационные и связные системы, смонтированные на Ми-24, не предназначены специально для этого вертолета. С минимальной подгонкой они могут быть установлены на другие вертолеты сходного класса, выпускаемые в разных странах, в том числе на российский Ми-171. «Мы просто использовали корпус Ми-24 как удобный маркетинговый инструмент для привлечения внимания посетителей, ведь на эту легендарную машину все сразу реагируют», -- сказал г-н Филд.
Одними из первых обратили внимание на экспонат представители МВЗ, где Ми-24 был в свое время разработан. «На прошлой выставке Фарнборо-2002 BAE Systems уже представляла деревянный макет кабины Ми-24 со своей электроникой, -- рассказал «Времени новостей» заместитель генерального конструктора МВЗ Александр Птицин. -- То есть мы знали, что работы в этом направлении ими ведутся, но для нас было неприятной неожиданностью узнать, как далеко они без нашего ведома продвинулись». По словам г-на Птицина, «улучшение» систем управления воздушного судна без участия разработчика чревато авариями, ответственность за которые МВЗ заранее с себя снимает. Г-н Птицин, правда, подчеркнул, что не может оценить, насколько такое опасное развитие событий вероятно. «Мы можем только сказать, что они влезают в вещи, за которые отвечаем мы», -- сказал он.
Милевцы также не имеют информации о происхождении вертолета, оказавшегося в руках BAE Systems. По внешнему виду г-н Птицин лишь определил, что вертолет выпущен на ростовском заводе «Росвертол» «примерно в 1986 году». По данным англичан, машина сделана еще раньше -- во второй половине 70-х годов. Она состояла на вооружении Советской армии, после распада СССР осталась в одном из новых независимых государств (предположительно в Латвии). Там ее в 1992 году приобрело «частное британское лицо». В 1994 году вертолет у него выкупила BAE Systems, в 2003 году она же его отремонтировала и оснастила своей авионикой.
Джим Филд заявил «Времени новостей», что хотя модернизация не затронула системы вооружения, потенциальные боевые возможности вертолета в результате увеличились в несколько раз. Прежде всего за счет того, что он приобрел способность действовать по ночам. А г-н Птицин на это заметил, что реальные возможности машины могут показать только летные испытания (а BAE Systems, по словам ее представителей, не планирует поднимать свой Ми-24 в воздух). Г-н Филд сказал, что о модернизации реально летающей машины может идти речь только в том случае, если BAE Systems получит на это заказ от одного из собственников российских вертолетов. В качестве потенциальных заказчиков г-н Филд видит скорее страны Восточной Европы, и такой контракт, по его мнению, не может быть заключен без участия «Рособоронэкспорта». О чем между британской корпорацией и «Рособоронэкспортом» уже ведутся переговоры.
Источник в МВЗ на условиях анонимности объяснил «Времени новостей», почему активность BAE Systems, несмотря на успокаивающие заявления англичан, очень не нравится милевцам. Дело в том, что прецедент «нелегальной» модернизации Ми-24 уже был. Алжирские ВВС, вместо того чтобы воспользоваться услугами МВЗ, отдали такой заказ южноафриканской фирме ITE. Причем, признал наш собеседник, юридические возможности МВЗ противодействовать повторению таких сделок в будущем очень ограничены.
Последние два дня авиасалона Фарнборо-2004 принесли российским авиастроителям два соглашения, которые хотя и не обеспечат немедленных прибылей, но создадут условия для получения их в будущем. Поздно вечером во вторник после напряженных переговоров президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров подписал с главой европейского агентства EADS Хертрихом Рейнером соглашение о создании совместного предприятия для продвижения самолетов-амфибий Бе-200 в Европе. Компанию по продаже этих уникальных реактивных машин решено размесить в Париже.
А гендиректор лизинговой компании «Ильюшин-финанс» Александр Рубцов тем же вечером подписал с главой авиакомпании «Красэйр» Борисом Абрамовичем протокол о намерениях относительно 12 самолетов Ан-148. Примечательно, что речь идет о модели, серийное производство которой еще не налажено. Как сообщил г-н Рубцов, самолеты стоимостью 18,5 млн долл. каждый будут сданы в финансовый лизинг на 12 лет. Протокол планируется превратить в контракт в сентябре этого года.
Михаил КУКУШКИН, Фарнборо