|
|
N°128, 22 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стенка на стенку
Израиль обиделся на европейцев за поддержку арабской позиции в ООН
Генеральная Ассамблея ООН приняла вчера резолюцию, осуждающую Израиль за строительство защитной стены на границе с палестинскими территориями. Израиль призвали подчиниться решению Международного суда в Гааге и снести стену. Сомнений в исходе голосования не было -- арабские государства и страны так называемого третьего мира составляют в ООН прочное большинство, достаточное для принятия любой резолюции.
Поначалу европейские страны были не согласны с самим фактом рассмотрения политического "дела о стене" в Гаагском суде. Но после продолжительных консультаций с представителями арабских государств, выступивших инициаторами проекта резолюции, европейцы решили голосовать "за". Всего в поддержку проекта высказались 150 стран. Против голосовали лишь шесть стран: Австралия, Израиль, Маршалловы острова, Микронезия, Палау и США. Еще десять стран (Вануату, Камерун, Канада, Науру, Папуа -- Новая Гвинея, Сальвадор, Соломоновы острова, Тонга, Уганда и Уругвай) при голосовании воздержались.
Вскоре после начала заседания был объявлен перерыв из-за разногласий, возникших среди европейских делегаций. Великобритания и Италия заявили, что не будут голосовать за снос стены. Их не устраивало и то, что в проекте резолюции не было ни слова об осуждении палестинского террора, из-за которого, собственно говоря, и началось строительство. Впрочем, уже через полтора часа эти страны сняли свои возражения и выразили готовность голосовать за снос, удовлетворившись общим упоминанием о праве любого государства на самозащиту.
Вчера глава МИД России Сергей Лавров заявил, что резолюция Генассамблеи ООН посылает обеим сторонам, и израильтянам, и палестинцам, сигнал о том, что нужно исполнять "Дорожную карту". "Принятая в ООН резолюция была поддержана в том числе и Россией, поскольку имеет важное политическое значение", -- подчеркнул г-н Лавров. Министр также отметил, что "независимо от принимаемых резолюций Россия, ЕС и большинство государств мира считали строительство разделительной стены незаконным".
Израильская реакция была предсказуемо резкой. "Справедливость попрана, -- заявил посол Израиля в ООН Дан Гиллерман. -- Столь жесткая реакция на попытку спасти жизни мирных людей при отсутствии какой бы то ни было реакции на продолжение палестинского террора вызывает лишь возмущение". "Какое счастье, -- воскликнул Гиллерман в конце своего выступления, -- что в этом зале не решается судьба израильского народа!"
Через несколько часов МИД еврейского государства заявил: "Израиль глубоко разочарован тем фактом, что ООН в который раз отложила все свои дела для того, чтобы принять очередную одностороннюю антиизраильскую декларацию. Конфликт можно разрешить не в здании суда Гааге и не в стенах ООН в Нью-Йорке. Он должен быть разрешен в первую очередь в Рамалле и Газе -- в тех местах, откуда осуществляется руководство террором".
До последнего момента израильские политики надеялись на взвешенную и последовательную позицию европейских стран. Эти надежды не оправдались, хотя такие обещания были даны. Есть данные, что израильское руководство всерьез рассматривает возможность непризнания дальнейшего участия Евросоюза в так называемом "ближневосточном квартете" (США, ООН, ЕС и Россия). В прессу просочилась фраза Дана Гиллермана, прозвучавшая в кулуарах в ходе нелицеприятного обмена мнениями с послом Нидерландов. "Не представляю, как после всего этого можно подпускать вас к мирному процессу на Ближнем Востоке!" -- заявил посол Израиля в ООН.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив