26 июля в Кемерово откроется последняя в этом году выставка масштабной программы «Эрмитаж в Сибири».
Наша газета рассказывала о начале проекта: церемонии подписания 22 октября 2003 года в Новосибирской картинной галерее директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и председателем совета директоров компании «Базовый элемент» Олегом Дерипаской соглашения о реализации программы.
Кемерово -- пятый город на сибирском маршруте главного музея страны. Во время своего сибирского вояжа Эрмитаж показывал две передвижных экспозиции. Условно говоря, эпическую, «Античное наследие в искусстве Западной Европы» (она гостила в Иркутске и Новосибирске), и лирическую -- «Частная жизнь в искусстве Западной Европы» (адреса следования -- Улан-Удэ, Абакан, Кемерово). Основному спонсору проекта, компании «Базовый элемент» программа обошлась в сумму более 1 млн долл. Но деньги были потрачены не зря. За истекший сезон выставки Эрмитажа в музеях Сибири посетили около 300 тыс. человек (при том, что население отдельных республик Сибири не превышает 600--900 тыс. человек). Стало быть, первый шаг к главной цели проекта, которую Михаил Пиотровский назвал «восстановлением единого культурного пространства страны», сделан. Связанная с позднесоветским и постсоветским кризисом двадцатилетняя эпоха «невыездного по России Эрмитажа» кончилась. Отлично и то, что Эрмитаж каждый свой визит в Сибирь пытался превратить в полноценную просветительскую программу. Выставки сопровождались хорошо изданными каталогами, лекциями по истории искусства и эрмитажному собранию, концертами высокопрофессионального Эрмитажного оркестра, наконец, демонстрациями фильма друга музея Александра Сокурова «Русский ковчег». Конечно, самые привередливые критики могут брюзжать о том, что, дескать, такой «культпросветский» набор (выставка -- лекция -- консерваторский концерт) слегка архаичен и не вполне адекватен эпохе изощренного шоу-мейкерства. На это им ответят сами служители музейного культа: «Не путайте нас с эстрадой. Эрмитаж «гастролей» не дает!»
В конце концов, обидное слово «архаика» можно заменить солидно-респектабельным «консерватизмом». А вот ставшими помехой проекта чиновничье хамство и лицемерную ложь российской бюрократии назовем своими именами.
Первоначально шестым городом-партнером предполагался Красноярск. Но Эрмитаж -- гость привередливый. Каждому партнеру он предъявил состоящий из 400 пунктов список с требованиями, от доставки выставочного груза из аэропорта, систем охранной сигнализации в залах до обеспечения сопровождающих выставку сотрудников жильем и транспортом. Такие условия были предъявлены и Красноярску. Однако, демонстрируя чудеса канцелярской казуистики, краевая и городская администрации так и не решили, кто возьмет на себя скромные «гостевые» расходы. На заседаниях руководителей региональных и городских властей, посвященных красноярскому этапу программы, вполне серьезно обсуждали, зачем нужно принимать эрмитажных кураторов и лекторов, когда есть свои специалисты. В итоге петербургский музей отказался от назначенного на начало апреля визита в Красноярск. Резюме короткое: «Вытирать ноги об Эрмитаж не позволим».
Помнится, октябрьскую статью -- анонс проекта я назвал «Жить без комплексов и чаще встречаться». Будем надеяться, что эта модель поведения станет для российских партнеров Эрмитажа определяющей.
ПОДПИСЬ под картинкой: В экспозицию «Частная жизнь» Эрмитаж включил пародийную картину фламандца XVII века Давида Тенирса Младшего «Обезьяны в кухне». Тема кажется особенно актуальной в связи со скандальным поведением красноярских чиновников