|
|
N°127, 21 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейская безопасность: от теории к практике
Безопасность на европейском континенте неизмеримо улучшилась с окончанием «холодной войны», когда бывшие противники стали партнерами, а сотрудничество и доверие сменили конфронтацию и подозрительность. Расширение Евросоюза, которое произошло 1 мая, покончило с расколом континента времен «холодной войны». Десять новых членов ЕС не только обрели выгоды европейской интеграции, но и обогатили нашу работу своим особым опытом. Очевидно, что особенно ценен их опыт отношений с восточными соседями.
Это расширение сближает ЕС и Россию, укрепив предпосылки для стратегического партнерства, основанного на общности ценностей и интересов. Московский саммит ЕС--Россия, состоявшийся 21 мая, в полной мере принял эту перемену и решил ускорить работу над так называемыми «четырьмя пространствами», включая совместное пространство внешней безопасности, согласованное нами в Санкт-Петербурге в мае 2003 года.
Некоторые наблюдатели предсказывали, что обсуждение экономических последствий расширения ЕС будет бесплодным, а Россия останется недовольной расширением как таковым. Однако на саммите удалось завершить двусторонние переговоры о членстве России в ВТО и заложить основу для значительного усиления экономической интеграции и обменов между ЕС и Россией.
В сфере безопасности также очевидно обоюдное понимание необходимости совместной работы ЕС и России в отношении ключевых угроз нашего века: распространения оружия массового уничтожения, международного терроризма, региональных конфликтов, «несостоявшихся» государств и организованной преступности.
Эти угрозы являются общими для ЕС и России и, как указывается в Стратегии безопасности ЕС, ни одна страна или организация не может в одиночку противостоять им. Здесь требуется эффективное международное сотрудничество. Я знаю, что Россия разделяет этот подход, и во многих случаях мы уже реализуем его на практике.
Позвольте привести несколько примеров. ЕС и Россия тесно сотрудничают на Балканах, где остающиеся политические проблемы и организованная преступность -- предмет для тесных консультаций и действий. Мы с удовольствием отмечаем высокую квалификацию российских офицеров полиции, участвующих в полицейской миссии ЕС в Боснии и Герцеговине.
ЕС и Россия также являются членами «ближневосточного квартета», где мы совместно с США и ООН пытаемся добиться прогресса в реализации мирного плана «Дорожная карта». Недавно мы усилили контакты в сфере нераспространения и борьбы с терроризмом.
Конечно, есть области, где практика отстает от теории. Например, конфликт в Молдавии/Приднестровье лежит тяжелым бременем на этой одной из беднейших стран Европы. Он способствует распространению организованной преступности как в России, так и в ЕС. В наших общих интересах помочь сторонам преодолеть разногласия и урегулировать конфликт. Работая вместе, мы могли бы помочь этой стране преодолеть проблемы и выйти на путь стабильности и процветания. Это отвечает интересам не только ее населения, но и региона в целом. Сотрудничество ЕС--Россия могло бы стать катализатором прогресса в этом регионе.
ЕС хотел бы наладить с Россией более тесное сотрудничество в рамках кризисного регулирования, разработанного в свете европейской политики безопасности и обороны. Мы были бы рады видеть Россию участницей предстоящей военной миссии ЕС в Боснии и Герцеговине, которая в конце года будет передана Евросоюзу от НАТО. Это стало бы для России первым знакомством с тем, как работают договоренности «Берлин-плюс» -- это оперативные планы сотрудничества ЕС и НАТО (соглашение об этом было заключено в 2003 году в Берлине. -- Ред.). Сотрудничество ЕС--НАТО--Россия может стать определяющей чертой нового ландшафта европейской безопасности, если все мы продолжим усилия по претворению его в реальность.
Прочное урегулирование остающихся на европейском континенте конфликтов будет зависеть от тесного и эффективного сотрудничества Евросоюза и России. Теоретически это понятно. Давайте претворим эту теорию в практику.
Хавьер Солана