|
|
N°95, 01 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страшные русские беженцы
Проблему выдачи бельгийских виз разрешили милиционеры
Специальную программу по особому контролю за гражданами России, желающими либо въехать в Бельгию, либо ее покинуть, ввели в действие на этой неделе власти двух стран. Соответствующее решение, принятое в ходе переговоров российских и бельгийских спецслужб, стало прямым следствием недавнего дипломатического скандала, когда власти Бельгии неожиданно ввели мораторий на выдачу виз россиянам. Как оказалось, бельгийцы пошли на крайние меры, испугавшись наплыва наших беженцев, под видом которых чаще всего скрывались откровенные бандиты.
Теперь каждый россиянин, желающий получить убежище в Бельгии, будет тщательно проверяться МВД РФ, а выслать его на родину смогут и без паспорта, только по одной справке. Одновременно МВД РФ начало проверку отечественных фирм, предлагающих получить гражданство королевства. Всего лишь за два дня эти меры принесли совершенно потрясающие результаты -- изучив документы всего нескольких десятков россиян, уже после отмены моратория попросивших убежища в Бельгии, милиционеры обнаружили шесть человек, находящихся в федеральном розыске.
Проблема беженцев уже давно переросла в Бельгии из юридической в политическую. Власти королевства не скрывают, что массовый приток иммигрантов вызывает недовольство местного населения. Так, на местных выборах в провинции Фландрия недавно чуть не победило националистическое движение, откровенно выступающее против иностранцев и критикующее власти за слабую иммиграционную политику. Только в прошлом году убежища в королевстве попросили 42 тыс. человек, из которых лишь 15% действительно можно отнести к политическим беженцам. А выдворено из страны было всего 12 тыс. иностранцев.
Притоку иностранцев в Бельгию прежде всего способствуют либеральные законы страны. До недавнего времени любому приезжему, изъявившему желание остаться в Бельгии, достаточно было заполнить простенькую анкету, а потом он мог спокойно перемещаться по королевству в ожидании своей участи. И при этом даже получал денежное пособие. Процедура же предоставления убежища чаще всего затягивалась на шесть--восемь месяцев. Однако даже когда власти решали отказать просителю, то сталкивались с проблемой депортации.
Особой изобретательностью при этом отличились приезжие из стран СНГ. Они придумали своеобразное ноу-хау, благодаря которому спецслужбы оказывались перед ними бессильными. После неудачного для себя исхода вопроса о предоставлении убежища эти люди просто заявляли, что потеряли паспорт. И хотя в анкете они указывали свое гражданство, доказать это документально уже не представлялось возможным. Посольства же стран бывшего СССР, в том числе России, таких беспаспортных отказывались признавать за своих, а соответственно и пускать их назад. Поначалу власти королевства присутствие подобных «новых бельгийцев» терпели. Однако когда таким образом в Бельгии поселился целый ряд российских и украинских то ли бизнесменов, то ли бандитов, проходящих по делу о нелегальных поставках оружия из СНГ в Югославию (газета «Время новостей» рассказывала об этом расследовании 25 апреля и 24 мая с.г.), их терпение лопнуло.
В начале этого года руководство Бельгии ужесточило иммиграционную политику и направило несколько нот протеста в страны СНГ. Для острастки в январе и феврале даже состоялись две массовые высылки беженцев в Казахстан и на Украину. Однако должного результата эти меры не принесли. Тогда-то власти королевства и ввели мораторий на выдачу виз гражданам России.
Для урегулирования этой проблемы была создана специальная комиссия, в которую в основном вошли сотрудники МВД России. На совместных консультациях с властями Бельгии ее участники разработали специальную программу, которая предусматривает полный контроль за беженцами из России. Сразу по прибытии в королевство они обязаны заполнить большую анкету, в которой указываются все паспортные данные, подробное место жительства, основные родственники, последнее место работы, и т.п. Дальше эти бумаги направляются в посольство России, а потом в МВД РФ.
Милиционеры тщательно проверяют не только правдивость указанных в анкете данных, но и «пробивают» просителя по своим базам. Собранные материалы вновь отправляются в посольство, а затем властям Бельгии. Только получив эти бумаги, власти королевства начинают рассматривать вопрос о предоставлении убежища.
Благодаря разработанной программе иностранца от высылки не спасет и потеря паспорта. Когда он решит обратиться с таким заявлением, сотрудники посольства просто поднимут свою картотеку и, если выяснится, что «растеряша» действительно гражданин России и проходил проверку, ему вручат специальную справку. В ней будет фотография и указанные им ранее паспортные данные. А с этой справкой по совместной договоренности власти Бельгии могут спокойно отправлять беженца в Россию. Пограничники же обязались принимать подобных людей.
Начав на днях проверять поступающие из Бельгии анкеты, сотрудники МВД России обнаружили сразу шесть потенциальных беженцев, находящихся у нас в розыске -- двое за уклонение от армии, двое за хулиганство, один за разбой и еще один за нанесение тяжких телесных повреждений. Взялись спецслужбы и за проверку фирм, якобы гарантирующих гражданство Бельгии. Правда, пока полученная от бельгийской полиции информация о причастности шести московских коммерческих структур к этой сфере деятельности не нашла подтверждения, по крайней мере официального.
Александр ШВАРЕВ