Время новостей
     N°95, 01 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2001
Бюджетная фронда
Сенаторы против концентрации денег в федеральном центре
Сенаторам не понравилась "Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года». Обсудив вчера ее проект на парламентских слушаниях, члены Совета Федерации решили, что «в таком виде его одобрять нельзя». Однако сенаторы увидели в проекте и «определенный прогресс в решении проблем реформирования бюджетной системы России».

Основное положение программы -- необходимость законодательно (в Бюджетном кодексе) «разграничить расходные полномочия разных уровней бюджета» и обеспечить их финансами. Федеральный центр, по словам представлявшего программу замминистра финансов Евгения Бушмина, намерен всячески помогать регионам. Бюджетная поддержка пойдет через пять фондов -- финансовой поддержки регионов, регионального развития, софинансирования социальных расходов, компенсаций и реформирования региональных финансов. Видимо, будет создан еще один фонд -- для поддержки регионов-доноров, которые при переводе в центр налога на прибыль и ресурсных платежей могут потерять 93 млрд руб. Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, предположил г-н Бушмин, «могут получить дотации в размере 5% от всего объема Фонда поддержки регионов».

Еще одно важное положение программы -- распределение доходов по уровням бюджетов (федеральный, региональный, местный). Эти средства предполагается закрепить за ними на постоянной (долгосрочной) основе. Согласно схеме разграничения налогов, муниципалитеты полностью получают налоги на недвижимость (имущество, землю), совокупный доход, рекламу. В бюджеты регионов полностью идут два налога -- транспортный и на наследование. С остальных налогов они получают часть, деля эти средства или с центром, или с местными бюджетами. На троих делятся лишь ресурсные платежи за добычу углеводородов (80% --- центру, по 10% -- регионам и муниципалитетам). Зато в федеральный бюджет полностью идут самые собираемые налоги -- таможенные пошлины, НДС, акцизы на нефть, газ, бензин и автомобили.

Это, несправедливое с точки зрения регионов, разделение налоговых поступлений вызвало бурную реакцию сенаторов. Они поинтересовались, почему «не учтены деньги на исполнение закона «О ветеранах», помянули недобрым словом уничтожение горячо любимого всеми регионами Дорожного фонда. Сенаторы предложили переименовать «Программу развития бюджетного федерализма» в «Концепцию реформирования межбюджетных отношений» или даже в «Концепцию централизации межбюджетных отношений», поскольку этот документ, по мнению сенатора от Осетии Валерия Кадохова, предлагает отдать все в центр, а потом встать в очередь за дотациями.

Участники слушаний признали, что проект программы «продолжает политику концентрации бюджетных доходов на федеральном уровне, что еще больше усилит разрыв между объемами расходных полномочий субъектов РФ и их общей бюджетной обеспеченностью». Правительству рекомендовано доработать проект программы с учетом «дифференцированного подхода к распределению бюджетных средств на основании стартовых условий развития регионов, их научно-производственного потенциала, климатических условий».

Разработчикам предложено также обеспечить реструктуризацию задолженностей регионов перед федеральным бюджетом; предусмотреть возможность изменений тарифов по отраслям ТЭКа; сократить долю централизации налогов; передать в бюджеты регионов не менее 30% акцизов на нефть и газ, ГСМ, автомобили, спирт-сырец; разработать социальные стандарты; выделить средства на восстановление инфраструктуры ЖКХ и т.д.

Однако, учитывая нынешний состав Совета Федерации и его уважительное отношение к исполнительной власти, сенаторы, скорее всего, не будут слишком настаивать на выполнении всех своих требований.

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ