|
|
N°126, 20 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выбор «Интерроса»
Владимир Потанин сегодня должен определить судьбу сделки с ОМЗ
Сегодня «Интеррос», владеющий порядка 70% акций «Силовых машин», должен определиться, продолжать ли ему объединяться с ОМЗ или все же подождать, пока власти одобрят продажу пакета Владимира Потанина в «Силовых машинах» немецкому концерну Siemens. В «Интерросе» не скрывают, что если власти одобрят сделку с Siemens, то акции будут проданы немцам, а слияние с ОМЗ не состоится. Однако ранее гендиректор «Силовых машин» Евгений Яковлев уже говорил, что нельзя допускать, чтобы сорвались обе сделки, и если власти не примут решения до истечения срока обмена акциями с ОМЗ, то слияние продолжится. Сегодня последний день, когда «Интеррос» может оплатить 37% акций ОМЗ, на которые он подал заявку 13 июня (тоже, кстати, в последний момент), 60% бумаг «Силовых машин». Напомним, что технически слияние представляет собой поглощение «Силовых машин» ОМЗ и затем распределение бумаг уже объединенной структуры по 50% между владельцами обеих компаний.
Вчера в ФАС подтвердили, что не успеют рассмотреть заявку Siemens, которая, как известно, 6 июля подала в ведомство ходатайство о покупке 71% «Силовых машин». По закону чиновники должны принять окончательное решение в течение 50 дней со дня подачи заявки. В Siemens по-прежнему отказываются от комментариев. В «Интерросе» и «Силовых машинах» предлагают подождать до вторника.
Между тем оставшиеся миноритарные акционеры «Силовых машин» слияние с ОМЗ считают для себя невыгодным. Аргументы против сделки в открытом письме, адресованном гендиректору «Интерроса» Андрею Клишасу, гендиректору «Силовых машин» Евгению Яковлеву и председателю совета директоров «Силовых машин» Екатерине Сальниковой, обозначил директор Prosperity Capital Management Александр Бранис. Он представляет интересы миноритариев, владеющих около 10,1% акций «Силовых машин», и даже был избран в совет директоров компании на прошедшем 30 июня годовом собрании акционеров. «Это не единственный способ общения с остальными акционерами, -- сообщил он вчера «Времени новостей», -- мы пытаемся разными путями доказать, что цена сделки не соответствует качеству активов ОМЗ».
В письме, в частности, говорится, что значительная часть активов ОМЗ является непрофильной для «Силовых машин». «Нам предлагают купить активы, две трети которых не связаны ни с энергетическим, ни с атомным машиностроением, производят сталь, горное оборудование и т.д.», -- уточнил собеседник газеты. Кроме того, указывается в письме, производство ядерных реакторов, принадлежащее ОМЗ, несет в себе повышенные политические риски. «Это не тот бизнес, который можно вести в рыночных условиях, и он чреват потерей рынков сбыта», -- поясняет г-н Бранис, вспоминая, как США усомнились в том, что Иран, куда ОМЗ поставляли реакторы, использует их в мирных целях. Он уточняет, что по большинству финансовых показателей объединение компаний 50 на 50 не является оправданным. «Риски, -- говорит г-н Бранис, -- требуют дисконта». Однако указать справедливый коэффициент обмена он затруднился, поскольку полагает, что сделка с ОМЗ не состоится.
Все доводы г-на Браниса замгендиректора ОМЗ по развитию инвестиций Сергей Николаев считает безосновательными. «Прибыль ОМЗ в 2003 году по стандартам IAS составила 23 млн долл., а «Силовых машин» -- всего 3 млн долл., чистая выручка -- 546 и 340 млн долл. соответственно», --заявил он «Времени новостей». «Большую часть непрофильных активов мы уже продали, осталось только горное оборудование», -- говорит г-н Николаев. По его словам, на атомное машиностроение приходится только 120 млн долл. продаж, на ядерное и стальное подразделения Skoda -- еще по 100 млн долл. и на «Спецсталь» -- 60 млн долл. А политических рисков у ОМЗ, полагает он, не более, чем у любой другой компании, присутствующей на зарубежных рынках. По мнению г-на Николаева, миноритарии «Силовых машин» просто опасаются, что их доли после слияния с ОМЗ уменьшатся вдвое.
Теоретически миноритарные акционеры «Силовых машин» могут помешать довести слияние до логического конца. В сегодняшней эмиссии участвовать они не будут, поскольку не подали заявки, как «Интеррос». По словам г-на Николаева, для слияния важно, чтобы обмен произвел акционер, у которого контрольный пакет. «Я думаю, что «Интеррос» все же оплатит свои бумаги, -- говорит он, -- а остальные можно обменять путем допэмиссии акций уже объединенной компании или за счет казначейских акций». Если «Интеррос» не выкупит бумаги ОМЗ сегодня, г-н Николаев не исключил возможности проведения новой эмиссии. Однако пока миноритарии, по словам г-на Браниса, не намерены обменивать или продавать акции.
«Конечно, как любой инвестор мы не исключаем этого, если будет привлекательная цена», -- уточняет он. «Пока же, -- сообщил он «Времени новостей», -- мы пытаемся убедить акционеров «Силовых машин» не объединяться с ОМЗ вне зависимости от того, увенчаются ли переговоры с Siemens успехом или нет, на которые требуется гораздо больше времени». В ОМЗ, впрочем, не исключают продажи части акций Siemens, если слияние продолжится. А г-н Бранис сомневается, что государство это допустит. Как отнеслись к аргументам г-на Браниса руководства «Интерроса» и «Силовых машин», вчера узнать не удалось.
Наблюдатели затрудняются делать ставки. Одни ссылаются на то, что власти якобы не одобряют сделку с немцами. Однако «государству выгоднее, чтобы Siemens купила «Силовые машины», -- полагает эксперт банка «Зенит» Сергей Суверов. По его мнению, власти должны быть заинтересованы в обновлении оборудования «Силовых машин», которые проектировались еще в 70-х годах, и переоснащении российских электростанций. А также в замене газовых турбин (Siemens их производит, а «Силовые машины» -- нет) на более современные, которые потребляют меньше газа. Это позволит освободить дополнительные объемы для экспорта. Также «Силовые машины», пользуясь маркетинговой сетью Siemens, значительно расширят экспортные рынки сбыта и увеличат продажи и соответственно налоги в бюджет.
Яна ВИКТОРОВА