|
|
N°126, 20 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бомба под фаворита
Легкоатлетов США накрыла волна допинговых скандалов
До открытия летних Олимпийских игр в Афинах остается три с половиной недели. Состав сборной России практически сформирован, известны имена наших участников в большинстве индивидуальных видов спорта, через несколько дней главные тренеры команд в игровых дисциплинах также должны окончательно определиться, кого они возьмут в Афины. Позднее всего, в первых числах августа, после чемпионата России наступит ясность с составом команды по легкой атлетике. А у наших главных соперников американцев национальный отбор в этом виде только что завершился. Проходил он на фоне многочисленных допинговых скандалов.
Похоже, ситуация складывается таким образом, что команда США поедет в Афины без ряда звезд мирового уровня. Кто-то из них элементарно не смог показать необходимый для поездки в Грецию результат, некоторые могут не получить олимпийскую лицензию по настоянию Американского антидопингового агентства. Легкая атлетика наряду с плаванием -- ключевой вид для команды США, претендующей на первой место в общекомандном зачете. На Играх в Сиднее в королеве спорта американцы выиграли ровно четверть своих золотых медалей -- 10 из 40. Отсутствием лидеров «зведно-полосатых» не преминут воспользоваться конкуренты, в том числе и россияне. Одновременно мы и китайцы получим дополнительный шанс в борьбе за первенство в общем зачете по наградам.
Правда, в последний день соревнований в Сакраменто звездные атлеты были на высоте. Прыгунья с шестом Стэйси Драгила уже в ранге победительницы трижды штурмовала мировой рекорд Светланы Феофановой, установив планку на 1 см выше достижения россиянки. Драгила не смогла взять 4 м 89 см, но показала всем, что находится в отличной форме и составит самую серьезную конкуренцию Феофановой и Елене Исинбаевой. Гейл Диверс в возрасте 37 лет стала третьим спортсменом в истории легкой атлетики США, кто будет защищать честь своей страны уже на пятой Олимпиаде в карьере. В решающем забеге на 100 м с барьерами судейской комиссии потребовался фотофиниш, чтобы определить, кто первым закончил дистанцию. Гиверс опередила занявшую второе место Джоанну Хейес всего на две тысячных секунды. Впрочем, для попадания в олимпийский состав достаточно было оказаться в тройке призеров. Не исключено, что на Олимпиаде ветерану придется выступить и в эстафете 4х100 м. Скорее всего ей придется заменить Тори Эдвардс, которая попалась на допинге.
Известие о положительных результатах в допинг-пробах Эдвардс, взятых во время апрельских стартов на острове Мартиника, не стало препятствием к ее участию в олимпийском отборе. В воскресенье Тори финишировала третьей в забеге на 200 м и теперь ждет результатов специального расследования. Эдвардс утверждает, что употребляла глюкозу и не знала, что конкретно этот вид таблеток содержал запрещенный препарат никетомид. «Результаты анализов -- убийственная для меня новость, -- сказала Эдвардс. -- Но я знаю, что невиновна, и постараюсь это доказать».
Не принимала участия в забегах на дистанции 1500 м прошлогодняя чемпионка мира в закрытом помещении Реджина Джекобс. Именно в эти дни проходили слушания в арбитражном суде, где 40-летняя спортсменка согласилась с дисквалификацией на четыре года за употребление допинга (препарат тетрагидрогестринон, или ТХГ). Срок слишком большой для такого возраста, поэтому Джекобс объявила об окончании спортивной карьеры.
Параллельно с этим событием Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) передала на утверждение Международного олимпийского комитета (МОК) свой вердикт о лишении золотой медали Сиднея-2000 американского эстафетного квартета 4х400 м. Взятая пять лет назад в США допинг-проба Джерома Янга показала наличие в его организме нандролона, но этот факт тогда замяли. Янг принимал участие в предварительных забегах сиднейской Олимпиады, и этого оказалось достаточно, чтобы спортивный арбитраж в Лозанне подтвердил факт нарушения антидопингового регламента. Скорее всего МОК согласится с решением ИААФ. Пострадают все невиновные золотые медалисты этой эстафеты. Самый известный из них -- пока еще пятикратный олимпийский чемпион Майкл Джонсон. Его честно завоеванную награду могут отдать кому-то из нигерийцев, финишировавших в Австралии вторыми.
В применении допинга продолжают подозреваться и другие сильнейшие американские легкоатлеты -- например, спринтер Микки Граймс и барьерист Ларри Уэйд. Что же касается чисто спортивных неудач известных американских атлетов, то к фиаско Мэрион Джонс в спринтерских дисциплинах следует добавить и провал шестовика Ника Хайсона. Олимпийский чемпион-2000 занял только пятое место, оказавшись за чертой отправляющейся в Грецию сборной. Плохо поддается объяснению случившееся с зимним чемпионом мира по толканию ядра Кристианом Кэнтвеллом. В финале он неправильно выполнил пять попыток из шести, а единственный засчитанный бросок потянул лишь на четвертое место. Кэнтвелл также остался за бортом летних Игр.
Сумеют ли наши легкоатлеты в Афинах максимально обратить в свою пользу далеко не лучшее состояние американских соперников, покажут сами соревнования. Благо допинговые разоблачения в России пока коснулись только спринтера Анастасию Капачинскую. Впрочем, даже по окончании Игр нельзя будет сделать окончательный вывод о справедливости распределения медалей. Где гарантия, что через год или два не последуют новые дисквалификации и процедуры лишения наград?
Илья ТРИСВЯТСКИЙ