|
|
N°126, 20 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инспектор по особым нравоучениям
Москва увеличила штат надсмотрщиков за ремонтом квартир
Борьба столичных властей с несанкционированной перепланировкой квартир в типовых домах закончилась убедительной победой чиновников. Глава Мосжилинспекции Александр Стражников добился от Юрия Лужкова таких полномочий, которые позволят ему поставить под контроль не только перепланировку, но даже косметический ремонт жилья. На днях мэр Москвы подписал постановление, в соответствии с которым Мосжилинспекция получила право выдавать разрешения подрядным организациям на производство работ по переустройству, контролировать правила проведения ремонта и его сроки, а также осуществлять приемку по завершении переустройства. Кроме того, г-ну Стражникову позволили расширить штат своего ведомства на 130 дополнительных единиц. Видимо, эта сверхплановая рота инспекторов и будет теперь активно отслеживать несанкционированные ремонтные работы в жилом фонде и выявлять нарушителей из числа горожан, не пожелавших перед отделкой квартиры получить благословение Мосжилинспекции.
Проблема несанкционированных перепланировок поднималась на уровне правительства Москвы неоднократно. Строительный бум, рост платежеспособного спроса на жилье, а также полное отсутствие отделки в продаваемых на стадии фундамента столичных новостройках привели к тому, что многие покупатели постарались кардинально улучшить надоевшие еще с советских времен типовые квартиры и активно занялись переустройством. Причем подобные работы, с размахом ведущиеся без всякого согласования с архитекторами, не раз заканчивались опасными трещинами в домах из-за разрушения несущих стен и перекрытий.
Несмотря на то что порядок согласования переустройства квартир давно определен московским и федеральным законодательством, до сих пор справиться с ситуацией столичные власти не могли. Во-первых, бюрократическая процедура была настолько сложной, что самостоятельно заниматься получением разрешения на серьезный ремонт можно было, лишь оставив основную работу, и не на один месяц. Во-вторых, стоимость оформления перепланировки до последнего времени была значительно выше штрафов, предусмотренных для любителей свободной архитектуры (25 МРОТ для физических лиц и до 200 МРОТ для юридических, не считая восстановления изначального облика квартиры). Причем, пользуясь конституционной нормой о неприкосновенности жилища, проверяющих инспекторов просто не пускали в квартиру. А других способов воздействия на собственников жилья, жаловался г-н Стражников, у инспекции не было.
Решив положить конец подобной практике, Юрий Лужков в начале этого года внес в Мосгордуму законопроект о порядке переустройства квартир. Принятый в апреле документ угрожает выселением и последующей продажей квартиры с открытых торгов всем собственникам, занимающимся перепланировкой самостоятельно. Закон запрещает «объединять лоджии и балконы с помещениями квартир путем разборки наружных стен, переносить отопительные приборы на лоджии и балконы, а также объединять квартиры по вертикали с полной или частичной разборкой межэтажных перекрытий». Запрещается также «увеличивать площадь помещений санузлов и ванных комнат за счет жилых и вспомогательных помещений квартиры, устраивать проемы в несущих стенах, а также производить переустройство, увеличивающее нагрузку на межэтажные перекрытия в нарушение проектных требований».
Закон также решил проблему доступа контролеров в частные квартиры. Так как без разрешения чиновников отныне нельзя даже подключить стиральную машину, то согласовывать с властями придется практически любой, даже относительно скромный ремонт. Получить же разрешение на проведение любых работ жилец сможет только после того, как даст письменное обязательство допускать в свою квартиру все контролирующие органы -- от инспекторов до архитекторов.
Ну а помимо сотрудников Мосжилинспекции власти возлагают надежду и на добровольцев из числа горожан, недовольных слишком шумными соседями. По словам спикера Мосгордумы Владимира Платонова, «ремонт трудно провести незаметно -- это и следы побелки, и работа отбойников». Обязанность по сбору «оперативных данных» жильцов и информированию властей о фактах несанкционированного ремонта решили возложить на управдомов. Результат всей этой бурной деятельности по защите прав москвичей, которые могут пострадать в результате перепланировок, лежит на поверхности. Строительные фирмы не скрывают, что если раньше полный пакет документов на перепланировку обходился заказчику в 1--2 тыс. долл., то теперь добро чиновников подорожает минимум вдвое.
Александр ГУДКОВ