|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Буду говорить по существу»
Платон Лебедев и Михаил Ходорковский рассказали, что они думают о своем деле
Главные герои дела ЮКОСа Платон Лебедев и Михаил Ходорковский на очередном заседании в Мещанском суде Москвы впервые смогли публично высказать свое мнение по существу предъявленных им обвинений. В течение двух предыдущих дней гособвинитель Дмитрий Шохин оглашал обвинительное заключение, изложив суть претензий Генпрокуратуры к акционерам ЮКОСа. После этого по закону слово предоставляется подсудимым.
Речь Платона Лебедева, выступившего первым, была краткой. Он заявил, что «убежден в своей заведомой невиновности» и что «выводы обвинения по всем статьям и эпизодам не соответствуют действительности, не основаны ни на Конституции, ни на законах, ни на материалах дела». Закончил г-н Лебедев речь «обоснованным выводом», что власти его «репрессируют по политическим и иным мотивам».
Бывший глава ЮКОСа, наоборот, на политике решил не останавливаться и выступление посвятил собственно разбирательству наработок следствия. «По-моему, общество уже давно не питает никаких иллюзий в отношении политической подоплеки дела, -- сказал суду Михаил Ходорковский, -- поэтому не буду на этом останавливаться. Тем более не хочу прикрываться от уголовных обвинений политическими декларациями. Буду говорить прежде всего по существу обвинений».
По пункту обвинений о хищении акций «Апатита» и НИИУИФа г-н Ходорковский утверждал: «Это бездарная попытка списать на меня ошибки в законах о приватизации и в последующей деятельности госорганов». «Меня обвиняют в умысле не предоставить кредит предприятиям, которые в тот момент находились в частной собственности и, по утверждению следствия, мне же и принадлежали. То есть в умышленном отказе переложить собственные деньги из одного своего кармана в другой, -- заявил бывший глава ЮКОСа. -- Меня обвиняют в растрате денег предприятий, которыми я не руководил, но, по утверждению следствия, акционером которых являлся, то есть в нанесении ущерба самому себе». Также г-н Ходорковский отметил, что его неправильная торговая политика по ОАО «Апатит» и НИИУИФ, о которой говорит обвинение, привела эти предприятия к успешности и прибыльности.
Не менее абсурдно, по мнению г-на Ходорковского, выглядит и обвинение в уклонении от уплаты налогов: «С житейской точки зрения очень трудно понять, что предприятие (ЮКОС. -- Ред.), которое проверяется в год по вопросам налогов различными инстанциями до 500 раз, нарушает налоговое законодательство. Как могло оказаться, что предприятие, которое формирует 5% федерального бюджета, вдруг должно было формировать в два раза больше и платить больше «Газпрома»?» В связи с этим Михаил Ходорковский назвал «позорным и незаконным» решение арбитражного суда Москвы о взыскании с ЮКОСа более 99 млрд руб. в счет возмещения долгов по налогам. Резюмировал же свою речь он так: «Демонстрация силы, безразличной к закону, хотя бы соблюдающей все обряды и процедуры, является опасной для перспектив развития страны».
Гособвинитель Дмитрий Шохин на выступление Михаила Ходорковского отреагировал спокойно: «Мне хотелось бы искренне поверить Ходорковскому и Лебедеву в том, что они не причастны к совершению преступлений, в которых обвиняются. Да вот только собранные по делу доказательства говорят об обратном».
Выслушав все стороны, судья Ирина Колесникова объявила о порядке дальнейших действий. В ближайшие дни на процессе решено исследовать материалы обвинения и заслушать свидетелей обвинения, после чего свои документы и свидетелей представят защитники подсудимых. Суд объявил перерыв до 20 июля.
Алексей ГРИШИН