|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из армян в голландцы
Мореходы из Еревана решили повторить путь средневековых киликийских купцов
Вечером в минувшую пятницу в порт Сочи пришел парусник «Киликия» -- копия торгового судна XIII века. Именно на таких лодках купцы Киликийского армянского государства, как утверждают участники экспедиции, и бороздили моря-океаны. Первый этап этого большого плавания, на которое отважились нынешние, как они сами себя называют, «сухопутные» армяне, прошел вполне успешно: за трое суток судно преодолело путь от грузинского города Поти до российского курорта Сочи. Причем два дня из этих трех экипаж 20-метровой «Киликии» сражался с шестибалльным штормом, сломавшим оба рулевых весла. Их починили в открытом море, и судно вышло из сильной передряги практически без потерь, доказав, что оно обладает приличными мореходными качествами и вполне способно добраться до конечного пункта запланированного маршрута -- Амстердама.
В столице Нидерландов «Киликия» бросит якорь, как предполагается, осенью 2005 года. Парусник должен пройти семь морей, осуществив заходы в порты 22 стран. Из Сочи судно отправится в Туапсе, затем -- Новороссийск. Потом будут остановки в портах Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Греции, Кипра, Сирии, Ливана и Египта. Зимовать «Киликия», если все сложится удачно, останется в Италии, в Венеции. А следующей весной путешествие будет продолжено.
«Последний раз армянские моряки ходили этим маршрутом 800 лет назад, -- говорит капитан корабля, президент ереванского клуба морских исследований «Аяс» Карен Балаян. -- Сейчас главное провести исторический эксперимент. Например, мы уже определили, что на таком судне, с таким парусным вооружением можно менять курс, ходить галсами, тремя разными способами...»
Идея построить в натуральную величину копию древнего киликийского парусника и уйти на ней в плавание родилась у страстного судомоделиста Карена Балаяна много лет назад. Тогда он был инженером-электронщиком, работал в Институте прикладных проблем физики АН Армянской ССР. Миниатюры подобных судов, их описания он видел в ереванском Матенадаране -- знаменитом хранилище древних книг. По свидетельствам историков Средневековья, Киликийское армянское государство, просуществовавшее с 1080 по 1385 год (его территория находилась на юге современной Турции), было великой морской державой, и 25 портовых городов Киликии вели интенсивную торговлю со странами Европы, Азии и Африки. Кстати, свой клуб морских исследований «Аяс», объединивший более двух десятков участников проекта, Карен Балаян назвал по имени крупнейшего киликийского порта.
Строили парусник ровно 11 лет. «Скелет» его выполнен из дуба, обшивка -- из сосны. Крепеж только медный -- всего 10 тысяч заклепок, на изготовление которых ушло более тонны меди. При 20-метровой длине и 5-метровой ширине судно имеет осадку 1,5 метра и водоизмещение 50 тонн. Оно способно перевозить 10 тонн груза. Над палубой судна на 13 метров возвышается одна мачта, она несет один так называемый «латинский» треугольный парус площадью до 100 кв. метров. Но даже при такой сравнительно скромной парусной вооруженности «Киликия», как оказалось, способна развивать скорость до 18 км в час.
Сейчас на «Киликии» находятся 15 человек. Условия жизни на борту судна спартанские. Экипаж обитает либо в одной общей кают-компании на деревянных нарах, либо прямо на палубе. Отдельная тесная каютка есть только у капитана. Из современных деталей -- небольшой мотор, приборы связи и навигации. Но на борту имеются и копии древних навигационных приборов, показания которых постоянно сравниваются с данными спутниковых определителей. У членов экипажа есть даже форма, сшитая по средневековым рисункам, которую они собираются надевать для участия в торжественных приемах. И, как рассказал капитан, для чистоты эксперимента экипаж «Киликии» старается употреблять в пищу только те продукты, которыми могли питаться армянские мореходы в XIII веке -- бастурму, сухари... Из меню, например, вычеркнуты картофель и томаты, потому что в этой части света в то время их еще не было.
Игорь ГЛАНИН, Сочи