Председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко, как и ожидалось, обиделся на
предложение Михаила Ходорковского акционерам компании сместить его (Геращенко) с занимаемого поста.
В минувшую пятницу через агентство Reuters г-н Геращенко распространил заявление, в котором высказал свою точку зрения на собственные способности договориться с государством по делу ЮКОСа. При этом он в довольно резкой форме сообщил, что по собственному желанию не уйдет, и весьма грубо попросил акционеров не вмешиваться в дела менеджмента, обвинив их при этом в корыстной заинтересованности в «затяжном конфликте» с государством. После таких слов судьба г-на Геращенко в ЮКОСе предрешена. Впрочем, его заявление отказались комментировать все стороны, так или иначе связанные с нефтяной компанией, ссылаясь на то, что оно и так довольно подробное.
Г-н Геращенко разбил свое заявление на шесть пунктов. В первом он заявляет, что добровольно с поста главы совета директоров ЮКОСа не уйдет: «История моего появления в совете директоров НК «ЮКОС» чрезвычайно проста, поддержана всеми акционерами, но не связана с личной инициативой Михаила Борисовича Ходорковского. Закон четко прописывает процедуру избрания и обязанности председателя совета директоров, а также основания и механизм его отставки. Поэтому будем жить по закону».
Во втором пункте он объясняет свою миссию в ЮКОСе: «Единственной целью моей работы является защита интересов компании, ее трудового коллектива, всех ее акционеров и Государства Российского».
Третий пункт -- это уже ответ Михаилу Ходорковскому, заявившему, что г-ну Геращенко не удалось наладить контакт с властью и добиться отсрочки налогового взыскания. После ареста счетов компании г-н Геращенко говорил: «Я звонил Дмитрию Медведеву (глава президентской администрации. --
Ред.) и Михаилу Фрадкову, говорил им о сложившейся ситуации». Затем уточнил: «Я оставил сообщение их секретарям, но они не отзвонили». Теперь председатель совета директоров ЮКОСа трактует ситуацию иначе: «У меня нет и не было личных проблем в коммуникациях как с руководством страны, так и с руководителями отдельных ведомств и учреждений. В то же время прошедшие три недели со дня собрания акционеров ОАО НК «ЮКОС» показывают, что власти пока не видят достаточной искренности в предложениях компании в отношении проводящихся против нее судебных и юридических процедур. В этой связи просматривается пассивное отношение к нашим предложениям по запуску механизмов согласования интересов всех сторон».
Четвертый пункт также обращен, надо полагать, к г-ну Ходорковскому, но уже в более резкой форме: «У меня нет сомнения в том, что когда крупнейшие акционеры ОАО НК «ЮКОС» прекратят в соответствии с действующим законодательством вмешиваться в оперативно-распорядительную деятельность менеджмента компании, перестанут различными домыслами будоражить общественное мнение как в нашей стране, так и за ее пределами, остановятся в лукавых попытках противодействовать исполнению законных решений, конструктивный контакт с властью не только активизируется, но и продемонстрирует действительно доброжелательный настрой государства по отношению к нашей компании».
Впрочем, г-н Геращенко недоволен действиями акционеров в целом, правда, в этом пятом пункте он абсолютно неконкретен: «У меня есть основания полагать, что внутри компании и за ее пределами, как в России, так и за рубежом, существуют группы влияния, заинтересованные в затяжном конфликте с государством с целью решения личных меркантильных интересов. Возглавляемый мной совет директоров ОАО НК «ЮКОС» будет всячески противодействовать этим группам».
В заключительном, шестом пункте своего заявления г-н Геращенко указывает на то, что в самое ближайшее время он и возглавляемый им совет директоров дадут оценку работе менеджеров, которых привлекал г-н Ходорковский и его соратники: «В ближайшее время совет директоров рассмотрит итоги производственной деятельности компании за прошедший период, даст свою оценку работе правления, в том числе по вопросам взаимодействия с органами государственной власти и управления, а также согласует задачи на среднесрочную перспективу деятельности компании. О результатах этого рассмотрения акционеры и общественность будут своевременно проинформированы».
Понятно, что после такого заявления акционеры ЮКОСа будут пытаться сделать все, чтобы г-н Геращенко больше не оказывал влияния на деятельность компании. Таким образом, в опальной компании появится внутренний конфликт, который может еще сильнее усугубить положение компании -- как политическое, так и финансовое. А пятый пункт заявления может, вопреки ожиданиям г-на Геращенко, привести к новым уголовным делам -- если, конечно, за обвинениями стоит что-то действительно реальное.