Время новостей
     N°125, 19 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2004
Под знаком экономии
Россия проявляет скромность в Фарнборо
Сегодня на расположенном под Лондоном аэродроме Фарнборо открылся один из самых престижных авиасалонов мира. Глобальная политическая и экономическая конъюнктура сложилась так, что на этот раз британское авиационное шоу скорее всего сумеет блеснуть ярче, чем его извечный французский соперник -- салон Ле-Бурже. Оба салона проводятся раз в два года, Фарнборо -- по четным, а Ле-Бурже -- по нечетным годам. Прошлогодний Ле-Бурже проходил как раз тогда, когда отношения Франции с Америкой вконец испортились из-за войны в Ираке. К тому же мировая авиастроительная индустрия еще пребывала в ступоре, куда ее обрушили теракты 11 сентября 2001 года в Америке.

В этом году аналитики с радостью обнаружили в показателях основных игроков глобального рынка авиастроения стойкую тенденцию роста. А американцы прибывают в Лондон -- столицу их самого стойкого союзника по антииракской коалиции -- во всем великолепии своих технологических достижений. Кроме США еще 31 авиационная держава представлена на 66 акрах аэродрома Фарнборо в графстве Гемпшир. Общее количество фирм-участников достигает 1300, а число посетителей выставки, которая продлится до 25 июля, как ожидается, превысит 300 тысяч.

Россия в этом году отмечает 20-ю годовщину участия в Фарнборо. На этот раз она представлена здесь скромнее, чем обычно.

Слабым местом прошлогоднего салона Ле-Бурже было полное отсутствие американских и российских военных самолетов в программе демонстрационных полетов. Министерство обороны США таким образом наказало Париж за "неправильную" позицию по Ираку. Российские истребительные фирмы "МиГ" и "Сухой" побоялись везти свои машины в Париж из-за юридических проблем с фирмой Noga, охотившейся за российской зарубежной госсобственностью.

На состоявшемся в мае этого года под Берлином авиасалоне ILA американские военные проявили себя скромно. Они показали на земле истребители F-15, F-16 и штурмовик A-10A, но не летали. Берлин наряду с Парижем, с американской точки зрения, совсем не заслуживал поощрения за свою позицию по Ираку.

Зато в небе Фарнборо американцев будет много. Помимо "традиционных" истребителей F-16 и F/A-18F там можно будет увидеть F-117A -- первый в мире боевой самолет, выполненный по технологии Stealth (малой заметности для радаров противника). Из-за своей секретности F-117A не приземлится в Фарнборо, а только пройдет над летным полем и удалится на свою тайную базу. Точно так же, без посадки, покажут себя на салоне два американских стратегических бомбардировщика: ветеран B-52 и состоящий на вооружении в наши дни B-1B.

Российские боевые самолеты будут еще более незаметны, чем Stealth. Они не только не сядут в Фарнборо, но и вообще не прилетят. Хотя прошлогодние юридические баталии с фирмой Noga закончились победой Москвы, корпорация "Сухой" решила не везти свои военные машины на Фарнборо из соображений экономии. "МиГ" из тех же соображений пошел еще дальше и вообще отказался от участия в салоне.

Как сообщил перед открытием выставки "Рособоронэкспорт", под его эгидой на салоне Фарнборо представят свою продукцию 50 оборонных предприятий нашей страны. Все вместе они покажут 180 наименований военной авиатехники и вооружений, из которых более 30 демонстрируются впервые. По рисункам и макетам посетители смогут познакомиться с многофункциональными истребителями Су-27СК и Су-30МК, истребителем-бомбардировщиком Су-32, штурмовиком Су-39, корабельным истребителем Су-33. Таким же образом фирма "Камов" покажет вертолет радиолокационного дозора Ка-31, модифицированный ударный вертолет Ка-50, скоростной многоцелевой Ка-60 и легкий модульный Ка-226. На выставке будут новейший самолетный радар "Жук-МФЭ" и авиационные ракеты повышенной дальности.

Что же касается "натурных образцов", то за весь авиапром бывшего Советского Союза их привезет Украина. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие продемонстрирует на летном поле и в небе Фарнборо два своих пассажирских самолета: Ан-140-100 и Ан-74ТК-200. При желании их можно считать частью российской экспозиции. От 50 до 70% комплектующих обеих машин изготовляются в России.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Военная доктрина