|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сны сбываются
Конституционный суд разрешил налоговикам затягивать выездные проверки
Страшные сны о бесконечной налоговой проверке, мучающие руководителей российских предприятий весь последний год и подрывающие их психику, похоже, начинают сбываться. Постановление Конституционного суда (КС), оглашенное в пятницу, говорит, что налоговики вправе проводить выездную налоговую проверку неопределенно долгое время.
Суд решил, что хотя срок проведения проверки законодательно ограничен тремя месяцами, время изучения бухгалтерских документов за пределами проверяемой организации в него не засчитывается. Так что копаться в документах предприятия фискалы смогут беспрерывно -- было бы желание.
Иск предпринимателей Андрея Егорова и Николая Чуева о проверке конституционности статьи 89 Налогового кодекса оспаривал по сути даже не статью кодекса, а составленную налоговиками на основании этой статьи Инструкцию о порядке приостановления выездной проверки. По трактовке фискалов, проверка -- это лишь физическое пребывание инспектора на предприятии. А если чиновник изъял документы и поехал перепроверять их в иное место, то проверка считается приостановленной.
Хотя инструкция была выпущена еще в 2000 году, в последнее время у налоговиков-практиков она пользуется все большей популярностью. А если по результатам проверки будет начислена пеня за несвоевременную уплату налогов, то исчисляться она будет с момента начала проверки. Если проверка длилась годами, то и пеня будет начисляться за годы. Именно этим фактом нередко бывают обусловлены гигантские суммы задолженности, «вдруг» предъявляемые предприятиям к уплате за поза-позапрошлый год, когда, казалось бы, все долги были давно заплачены.
По словам представителя Госдумы в КС Елены Мизулиной, «налоговики вульгарно истолковали законодательство, и истцам надо было оспаривать не статью кодекса, а внутриведомственную инструкцию налоговиков, ведь порядок приостановления проверки описан именно в ней». Правда, такой совет оказался немного запоздалым: в арбитражных судах истцы, по их заверениям, неоднократно и безуспешно пытались оспорить законность результатов столь длительных проверок.
У фискалов иная логика. По словам представителя МНС Евгении Бажановой, перерыв в проверке необходим налоговикам для того, чтобы проверить всех контрагентов предприятия. С ней согласен и представитель правительства в КС Михаил Барщевский. «Анализ документов занимает довольно много времени, -- говорит он, -- к тому же оригиналы документов инспекторы забирают с предприятия лишь в исключительных случаях». Истцы, правда, утверждают обратное. По словам Андрея Егорова, изъятие оригиналов документов скорее правило, чем исключение, а значит, на время проведения проверки налогоплательщик лишается возможности получать кредиты, банковские гарантии, теряет персонал, лишается доверия партнеров.
Суд в результате встал на сторону налоговиков, постановив, что «срок проведения выездной проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков в этих случаях не применяется». Как прокомментировал пожелавший остаться неназванным один из участников процесса, выступающий на стороне истцов, «если бы судьи решили по-другому, то все длительные налоговые поверки, досаждающие предпринимателям в последние годы, могут быть легко оспорены в судах общей юрисдикции». Пойти на попятную именно сейчас, когда бюджет выставляет крупнейшее в истории требование об уплате налогов одной из крупнейших российских компаний, означало бы создать прецедент с далеко идущими последствиями.
Ирина СКЛЯРОВА