|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ФСБ и GSM
Москва налаживает мобильную связь с Чечней
В Чечне будет новый порядок. В любом случае следующий президент республики (им скорее всего станет Алу Алханов) не будет иметь такого влияния, как его предшественник Ахмат-хаджи Кадыров. И Москве предстоит, с одной стороны, предоставлять своему ставленнику широкие финансовые и политические полномочия, а с другой -- не допустить их бесконтрольного использования...
...Зал коллегий Министерства экономического развития и торговли вместил в себя в пятницу буквально всю чеченскую мирную жизнь. По крайней мере так было написано в конспекте речи главы Минсвязи Леонида Реймана, розданном журналистам. Министр назвал совещание красноречивым свидетельством налаживания мира в Чечне. Главные «наладчики», действительно, были налицо. Министр экономического развития Герман Греф в очередной раз созвал всех федеральных чиновников, ответственных за программу чеченского восстановления, а заодно и первых лиц самой Чечни: и.о. президента Сергея Абрамова, вице-премьера Рамзана Кадырова и кандидата в президенты от Кремля Алу Алханова. Собравшиеся решали, как им лучше распределить деньги, которые федеральный бюджет отпустил на чеченское восстановление.
Такие совещания Герман Греф проводит еженедельно с того самого дня, когда он в середине мая впервые вылетел в Грозный с командой федеральных чиновников, чтобы на месте выяснить, почему панорама Чечни до сих пор так «ужасно выглядит с вертолета». Итогами своей работы г-н Греф доволен -- несмотря на некоторые «сложности и сбои в ритмичности финансирования, связанные в том числе и с идущей административной реформой», ему удалось добиться от премьера Михаила Фрадкова принципиального решения об увеличении бюджета федеральной целевой программы на 1,4 млрд руб. Но это произошло уже довольно давно. И журналисты, бывшие и на первом заседании в Грозном, и на последнем в Москве, не услышали почти ничего нового.
Совершенный вид был придан только сообщению г-на Реймана об открытии в Чечне сотовой связи для общего пользования. До сих пор стандарт GSM был доступен в республике только силовикам и правительственным чиновникам, а оформить номер можно было исключительно через ФСБ. «Спецы» опасались, что сотовую связь смогут использовать боевики -- для того, чтобы просто пообщаться, или для того, чтобы привести в действие какой-нибудь заблаговременно спрятанный взрыватель. Но в последнее время список трубок так называемого «чеченского Мегафона» перевалил за две тысячи, и компетентные органы сочли дальнейшие ограничения нецелесообразными. Чтобы сообщить эту радостную новость, Леонид Рейман даже прервал свой отпуск. Оказывается, все согласования получены и теперь граждане, въезжающие на территорию Чечни, наконец перестанут исчезать «из зоны действия сети», как это было с начала второй войны. Алу Алханов, для которого открытие мобильной связи -- хороший предвыборный подарок, сердечно поблагодарил г-на Реймана, а заодно и начальство регионального оперативного штаба по борьбе с террористами, которое наконец сочло, что мир в Чечне налажен уже достаточно хорошо, чтобы позволить обычным жителям включить мобильники.
Собственно, вторым гвоздем пятничного совещания был сам г-н Алханов. Он уже покинул пост республиканского министра внутренних дел в связи с предвыборным отпуском и был на этот раз представлен как глава общественного совета Чечни по восстановлению. По идее приглашенные в МЭРТ журналисты должны были увидеть кандидата, которому экономическую программу пишет сам Герман Греф с участием ведущих правительственных экспертов -- для того, чтобы после победы он навел порядок в темном деле чеченского восстановления, особенно в его бухгалтерии. Но кандидат очень скромно сидел в углу президиума и вежливо спрашивал о чем-то по-чеченски ныне действующую власть -- Рамзана Кадырова. Рамзан в военной черной куртке диссонировал с чиновниками в цивильных костюмах и модных галстуках, но чувствовал себя при этом вполне по-хозяйски, лучезарно улыбался и оглаживал бороду. Рядом интеллигентно сидел его непосредственный начальник Сергей Абрамов, переживший на днях в Грозном покушение на свою жизнь. Он тоже улыбался и неопределенно глядел куда-то вдаль.
Герман Греф тем временем говорил о воровстве. «Каждая копейка, спасенная от воровства, должна быть доведена до реальных объектов. Лучше недоосвоить деньги, чем потратить их не туда, куда надо. За каждую копейку спросим в конце года, -- грозно предупреждал он. -- Каждое должностное лицо должно получить правовую оценку собственных действий». Федеральные чиновники молча внимали, а три главных должностных лица Чечни согласно покачивали головами. Особенно сосредоточенный вид имел г-н Алханов -- в своем нынешнем амплуа он олицетворяет общественный контроль граждан Чечни за восстановлением, а заодно и за выплатой жилищных компенсаций. Герману Грефу эта роль генерала импонирует. Министр заметил, что система, в которой одни чиновники тратят деньги, а другие чиновники контролируют, как они потрачены, без общественного контроля работать не может.
После выборов г-ну Алханову уже по должности придется контролировать федеральные «копейки» -- для этого его и поддерживает Москва. Но кроме Москвы есть еще и Рамзан Кадыров, который тоже поддерживает г-на Алханова и пока не имеет оснований сомневаться в будущих финансовых успехах. Дело в том, что с будущего года единым заказчиком программы восстановления Чечни будет сама Чечня, а не федеральные ведомства. При этом контрольные функции останутся за Госстроем -- но только на 2005 год. Дальше и заказывать, и контролировать восстановление будет правительство Чечни. Между тем количество денег, выделяемых на целевую программу восстановления из федерального бюджета, неуклонно растет: к ранее предусмотренным 3,5 млрд руб. на 2004 год уже добавлено 1,4 млрд. В 2005 году финансирование составит 5,8 млрд: чеченские власти должны уже в ближайшее время довести до МЭРТ свои идеи насчет того, как эти деньги потратить. Пока МЭРТ и Госстрой еще могут скорректировать список чеченских запросов и хотя бы приблизительно проверить, куда на самом деле идут средства. Но к 2006 году правительство Чечни будет фактически контролировать само себя. Если учесть, что ФЦП составляет примерно десятую часть всех идущих в Чечню ассигнований, оптимизм республиканских руководителей становится вполне понятным.
Впрочем, сам Герман Греф, видимо, понимает всю условность таких далеко идущих планов. Когда журналисты спросили его, отчего на совещание собирают одних чиновников и не пора ли привлечь к восстановлению Чечни частный бизнес, министр сдержанно ответил: «Вы отлично понимаете, что для привлечения бизнеса в республике должна быть определенная степень стабильности». Пока о стабильности, к сожалению, свидетельствуют только московские совещания.
Иван СУХОВ