|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Это конкурент»
Alcoa отказалась строить вместе с Виктором Вексельбергом глиноземный комплекс в Коми
Председатель совета директоров «СУАЛ-холдинга» Виктор Вексельберг сообщил в минувшую субботу в Санкт-Петербурге, что американская компания Alcoa отказалась от совместного с СУАЛом строительства глиноземного комплекса в Коми в рамках проекта «Коми алюминий» -- самого амбициозного проекта СУАЛа и крупнейшего инвестпроекта России. Как известно, строительство глиноземно-алюминиевого комплекса фигурирует в проекте программы госгарантий на следующий год: в разделе «гарантии от некоммерческих рисков» напротив этого проекта записана сумма 200 млн долларов.
«Коми алюминий» требует вложений в размере 2,1 млрд долл. Комбинат ежегодно будет производить 1,4 млн тонн глинозема и 300--500 тыс. тонн первичного алюминия. За счет этого СУАЛ примерно на 60% увеличит выпуск металла (сейчас группа производит 890 тыс. тонн первичного алюминия в год). В начале июля глава Коми Владимир Торлопов подписал распоряжение о выделении участка под строительства предприятия, что фактически означает «зеленый свет» для этого проекта.
Для строительства комбината СУАЛу необходим стратегический партнер, и ранее группа называла в этом качестве крупнейшего мирового производителя алюминия Alcoa. Однако в субботу выяснилось, что в создании глиноземного производства этот концерн участвовать не будет. Как пояснил г-н Вексельберг, для Alcoa «это создание конкурирующих мощностей, они располагают достаточно большим объемом ресурсов во всем мире и, наоборот, предлагают нам участвовать в их глиноземных проектах». А вот в строительстве алюминиевого завода в Коми Alcoa, по словам главы СУАЛа, как раз заинтересована и «готова участвовать».
Между тем подписание соглашения со стратегическим партнером тормозится из-за того, что нет долгосрочных соглашений о поставках электроэнергии на будущие предприятия -- СУАЛу необходимо резервирование мощности на Печорской ГРЭС в объеме 860 МВт. Вице-президент холдинга Василий Киселев говорит, что предварительная договоренность с РАО «ЕЭС России» о резервировании достигнута, осталось лишь договориться о тарифах. А долгосрочных тарифных гарантий энергетики алюминщикам дать не могут, так как никто не берется предсказать, какими будут цены на газ в течение 10--15 лет. Пока же соглашения со стратегическим партнером нет, СУАЛ не торопится с размещением эмиссии еврооблигаций в размере 300--400 млн долл., средства от которых должны были в том числе пойти и на «Коми алюминий». Правда, г-н Вексельберг называет и другую причину переноса сроков займа: «Конъюнктура рынка сейчас непривлекательная», -- говорит он. Поэтому к рассмотрению вопроса о выпуске евробондов группа вернется «не раньше осени».
Впрочем, представители СУАЛа говорят, что компания вне зависимости от судьбы проекта в Коми планирует создать новые производственных мощности объемом около 500 тыс. тонн алюминия в год. В холдинге дают понять, что если нужные СУАЛу тарифные гарантии получены не будут, то, возможно, в Коми будет производиться алюминия меньше, зато еще один завод будет построен в Ленинградской области. Г-н Вексельберг в минувшую субботу посетил Ленинградскую область и почти полдня вел переговоры с губернатором Валерием Сердюковым. Итогом встречи и стало решение о строительстве в области нового алюминиевого завода. Параметры нового завода в области г-н Вексельберг не назвал, зато объявил о планах на 50% увеличить мощности принадлежащего ему Волховского алюминиевого завода, который сейчас производит 22 тыс. тонн металла в год.
В Ленинградской области энергетических проблем нет -- наоборот, Ленинградская АЭС работает не на полную мощность. Кроме того, по словам г-на Вексельберга, неподалеку расположены порты, через которые можно экспортировать металл, а при необходимости -- импортировать сырье.
В 2000--2002 годах в Ленобласти уже дважды пытались построить алюминиевые заводы. Инвесторами выступали структуры питерского водочного короля Александра Сабадаша, а также американская компания Alutech, которая хотела производить до 560 тыс. тонн металла в год. Но в обоих случаях инвесторы не смогли договориться с властями. У СУАЛа с этим, похоже, все в порядке: г-н Вексельберг сказал, что строительство алюминиевого завода «абсолютно реально, это не теоретически». И добавил, что компания «очень заинтересована принять участие в развитии и создании свободной экономической зоны и размещении там своих производственных активов».
Речь идет о пока гипотетической свободной зоне в районе Лужской губы, где строится торговый порт Усть-Луга и где планируется разместить нефтяной терминал ТНК-ВР (в которой г-н Вексельберг занимает пост председателя совета директоров и управляющего директора по производству и технологиям). Кстати, г-н Вексельберг впервые подтвердил намерение нефтяной компании разместить на берегу Финского залива нефтеперевалочный комплекс. «Будет компания строить терминал на берегу Финского залива, это точно», -- отозвался г-н Сердюков.
На пресс-конференции в Петербурге г-н Вексельберг также сообщил, что Fleming Family and Partners и СУАЛ завершили формирование холдинга SUAL International. «Fleming на сегодня владеет порядка 5% акций объединенных активов всего холдинга, -- сказал олигарх. И посетовал: -- На что мы рассчитывали в первую очередь -- присоединение кубинских никелевых активов, -- задерживается по не зависящим от нас причинам и связано с неурегулированными договоренностями группы с кубинским правительством». Когда этот вопрос будет решен, г-н Вексельберг спрогнозировать затруднился.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург