|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорогая Средняя Азия
МТС вышла на рынок Узбекистана
Компания «Мобильные телесистемы» приобрела контрольный пакет акций лидера узбекского рынка сотовой связи -- компании Uzdonrobita. Сумма сделки составила 121 млн долл. Таким образом, МТС начала осваивать уже третье по счету государство СНГ.
Совместное американо-узбекское предприятие Uzdonrobita стало в 1991 году первым в стране сотовым оператором. Изначально компания работала в стандарте NMT, однако в 1995 году полностью перешла на стандарт DAMPS. Впоследствии руководство компании решило совершить еще один переход, и в 2002 году была построена сеть стандарта GSM 900/1800. Сейчас из 210 тыс. абонентов компании 85% составляют именно пользователи GSM. Помимо Uzdonrobita в стране работают еще шесть операторов сотовой связи: четыре -- в стандарте GSM (Buztel, Daewoo Unitel, «Коском», «Узмаком»), один -- в стандартах DAMPS И CDMA--800 («Рубикон») и один -- в стандарте CDMA2000--450 (Skytel). Но Uzdonrobita является абсолютным лидером: по данным ACM-Consulting, ее рыночная доля составляет 51%. При этом на нее приходится две трети новых подключений.
«Приобретая Uzdunrobita, мы продолжаем реализацию нашей стратегии на построение телекоммуникационного бизнеса, не стесненного национальными границами, и укрепляем наши позиции лидирующего оператора мобильной связи на территории СНГ, -- заявил президент МТС Василий Сидоров. -- Uzdunrobita является крупнейшим сотовым оператором Узбекистана, что позволит МТС сразу занять сильные позиции на этом перспективном рынке. МТС накопила обширный управленческий, маркетинговый и технологический опыт, который будет в полной мере использован для успешного развития нашего бизнеса в Узбекистане».
МТС приобрела 74% акций Uzdonrobita. Кроме того, подписан трехлетний опцион на приобретение оставшихся 26% акций оператора за сумму не менее 37,7 млн долл. Продавцами выступили две частные компании. Их имена не разглашают ни выступавшая финансовым консультантом сделки «Ренессанс Капитал», ни МТС. Газете «Время новостей» лишь указали: «Названия этих компаний вам все равно ничего не скажут», -- это явное свидетельство того, что акции были записаны на офшоры. Между тем один из экспертов рынка сообщил на условиях анонимности, что одним из двух продавцов были родственники президента Узбекистана Ислама Каримова.
Ряд аналитиков, сравнивая эту сделку с покупкой МТС украинского оператора UMC, считают, что российская компания переплатила: при покупке украинского оператора МТС заплатила примерно 300 долл. за каждого абонента, тогда как при покупке узбекского -- 750 долл. В то же время, как отмечает аналитик «Объединенной финансовой группы» Алексей Яковицкий, «рынок Узбекистана практически неразвит, ведь уровень проникновения в этой стране сейчас составляет всего 1,5%». Но при этом эксперт прогнозирует его рост на 20--30% и поэтому считает заплаченную цену «вполне оправданной». Кроме того, как сообщил управляющий директор компании «Ренессанс Капитал» Дмитрий Анкудинов, «претенденты на Uzdonrobita были со всего света, и переговоры с ними велись параллельно». По всей видимости, подобное «соревнование» между участниками также является одной из причин высокой цены.
Первым из российских операторов, ставшим осваивать Среднюю Азию, был «Мегафон», с 2001 года владеющий 75% акций таджикского TT mobile. Но количество абонентов этого оператора значительно ниже, чем в Uzdonrobita, -- всего 30 тыс. Правда, и население Таджикистана (6 млн человек) в четыре раза меньше населения Узбекистана.
Игорь КОРОЛЕВ