|
|
N°94, 31 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чиновник для ябед
Москва первой из российских регионов принимает закон о детском уполномоченном
В преддверии Дня детей, который отмечается 1 июня, столичные депутаты решили предпринять практический шаг для защиты прав и свобод малолетних соотечественников. Вчера Мосгордума одобрила во втором чтении законопроект «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве». По мнению автора проекта Зинаиды Драгункиной, существующие инстанции, в компетенцию которых входит защита детских прав, с задачей не справляются. «Защищать надо не только сирот и инвалидов, -- пояснила она. -- Часто в тех семьях, которые с виду кажутся вполне благополучными, ребенок оказывается в очень плохих условиях, и здесь тоже надо что-то делать».
Детский омбудсмен будет каждые пять лет утверждаться Думой по представлению мэра. По статусу -- это государственный служащий категории «А», то есть той же, что мэр и сами депутаты. Таким образом, уполномоченному будет предоставлена независимость от властей. Более того, он сам должен вносить законопроекты, которые помогут ему работать, и раз в год отчитываться о своей деятельности в специальном докладе. Как планируется, жаловаться омбудсмену на ущемление своих прав (в том числе и родителями) дети смогут сами, написав на адрес его офиса или посетив его.
Однако депутатов смущает «свободный полет» чиновника категории «А». По мнению Михаила Вышегородцева, если омбудсмен является госслужащим, он должен быть подконтролен властям. Если же оставить эту фигуру полностью независимой, то придавать ей чиновный статус не следует. Юрий Загребной не согласен и с тем, что кандидатуру уполномоченного предлагает исполнительная власть. Он прямо спросил автора законопроекта, есть ли аналогичный опыт хоть в одной из 78 стран, где существует такая должность. «На Россию вообще не похожа ни одна страна мира, а Москва тем более», -- ответила ему г-жа Драгункина.
Москва действительно не похожа на Россию: в тех регионах, где уже есть детские уполномоченные, они работают либо на общественных началах, либо при губернаторах. Специальный закон столица принимает первой. Это тоже настораживает депутатов: некоторые из них считают, что надо подождать до внесения аналогичного проекта в Госдуму. Более того, как заметил г-н Вышегородцев, введение должности уполномоченного потребует поправок к уставу города, который и без того только что был обновлен. Но сторонники проекта считают, что чем скорее уполномоченный появится, тем лучше заживут московские дети. Поэтому до 25 июня в проект должны быть внесены последние поправки, и в сентябре Мосгордума скорее всего рассмотрит его в третьем чтении.
Иван СУХОВ