|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мятеж против Арафата
Палестинская национальная администрация на грани хаоса
Борьба за власть в палестинской автономии переросла в жестокий политический кризис, который сопровождается громкими отставками, волнениями и даже похищениями высокопоставленных чиновников. Против главы Палестинской национальной администрации (ПНА) 74-летнего Ясира Арафата выступила даже часть возглавляемого им "Движения за освобождение Палестины" (ФАТХ).
Особенно обострилась ситуация в секторе Газа. Примечательно, что все это происходит на фоне планов израильского премьера Ариэля Шарона вывести еврейских поселенцев и военных из сектора Газа в 2005 году в качестве части проекта ближневосточного мирного урегулирования. Однако события последних дней в палестинской автономии демонстрируют, что сам по себе уход израильтян не гарантия наступления мира на палестинской земле.
Участники массовых демонстраций в секторе Газа протестовали вчера против реформы силовых структур ПНА. Оппозиции очень не понравилось назначение главы военной разведки 64-летнего Мусы Арафата Кидви, двоюродного племянника Ясира Арафата, шефом Управления национальной безопасности. Радикалы считают Мусу Арафата "символом коррупции и противником интифады (народное восстание против израильского присутствия. -- Ред.)". Дошло до того, что вчера боевики "Бригад мучеников Аль-Аксы", а это военизированное крыло арафатовской группировки ФАТХ, сожгли штаб палестинской военной разведки в городе Хан-Юнис на юге сектора Газа.
В субботу Ясир Арафат согласился с предложением четверки международных посредников (Россия, США, ООН и Евросоюз) сократить число спецслужб ПНА с восьми до трех. Останутся МВД (полиция, служба превентивной безопасности и силы гражданской обороны) и два управления -- общей разведки и национальной безопасности. Таково требование "Дорожной карты" -- плана урегулирования, разработанного четверкой.
Реформа палестинских спецслужб началась, однако несколько запоздало. По сути, Старик (так именуют Арафата палестинцы) попытался таким образом покончить с острейшим политическим кризисом, разразившимся в эти дни на фоне захватов заложников палестинскими боевиками. Эти захваты показали, что спецслужбы в их нынешнем виде не контролируют ситуацию. Напомним, в пятницу боевики ранее неизвестной группировки "Бригады мучеников Дженина" (город на Западном берегу реки Иордан, где часто происходят кровопролитные столкновения. -- Ред.) пробрались в сектор Газа, где взяли в заложники шефа всей палестинской полиции Гази аль-Джабали, а попутно и четверых французов -- сотрудников благотворительной организации.
"Бригадисты" потребовали от Арафата расследования причастности аль-Джабали к коррупции. Похитители утверждали, что во время проведенных ими допросов аль-Джабали признался в воровстве 8 млн долл., а также в изнасиловании. Арафат пошел навстречу "бригадистам" и уволил аль-Джабали, после чего того в пятницу же выпустили на свободу. Тем не менее на следующий день палестинский совет национальной безопасности ввел в секторе Газа чрезвычайное положение, поскольку радикалы ополчились и на преемника аль-Джабали -- бригадного генерала Саиба аль-Аджиза, также выдвиженца Арафата.
Но на этом дело не кончилось. В субботу палестинский премьер Ахмад Крэа, пришедший к власти в сентябре прошлого года и добивающийся расширения своего влияния на силовые структуры, назвал ситуацию в Газе "бедствием, катастрофой и беспрецедентным хаосом". После проведенной Арафатом административной перетряски премьер подал Старику прошение об отставке. Вместе с Крэа запросили отставки глава палестинской разведки Амин Хинди и шеф превентивных сил в Газе Рашид Абу Шабак. Свой шаг они объяснили "недостатком адекватных действий палестинских властей по реализации намеченных реформ".
Арафат отставок не принял, однако Крэа заявляет, что будет настаивать на уходе. Беспрецедентное падение влияния Старика подытожил заместитель главы МВД автономии Суфьян Абу Заид, заявивший в интервью израильскому радио: "Хотя Арафат по-прежнему символ борьбы палестинцев, однако его методы управления полностью себя изжили".
Александр САМОХОТКИН, Станислав ЛЮБИМОВ