|
|
N°125, 19 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У самого Белого моря
Михаил Фрадков репетировал роль капитана
Перед выходными премьер-министр Михаил Фрадков посетил Архангельск, где провел очередное заседание Морской коллегии. Коллегию образовали три года назад для решения задач национальной морской политики.
Архангельск принимал уже шестое заседание коллегии -- предыдущие прошли в Санкт-Петербурге (дважды), Москве, Новороссийске и Калининграде. Именно в Архангельске Петр Первый положил начало российскому морскому флоту. В 1694 году будущий император впервые вышел в открытое море с эскадрой из трех кораблей. Два из них «Св. Петр» и «Св. Павел» были построены на верфи, заложенной в Архангельске годом ранее.
Так повелось, что в рамках выездных заседаний Морской коллегии рассматриваются не только общие вопросы морской политики, но и непосредственно проблемы приморских регионов, предприятий, находящихся на их территории. Поэтому за день по заседания коллегии г-н Фрадков отправился в Северодвинск, что в 35 км от Архангельска в устье Северной Двины. В сопровождении министра обороны Сергея Иванова и главкома ВМФ Владимира Куроедова он осмотрел заводы «Севмаш» и «Звездочка». На них строят и ремонтируют ядерные подводные лодки. Чтобы понять, какое значение имеют эти предприятия для российского Военно-морского флота, достаточно сказать, что более чем из 250 построенных в Советском Союзе и России атомных подводных лодок половина сошла со стапелей «Севмаша», а 113 модернизировались на «Звездочке». Одну из модернизируемых лодок премьер осмотрел лично.
В морской форме с нашивкой «М.Е. Фрадков» он поднялся на борт атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской». Сейчас он готовится к заводским испытаниям, после чего будет определена дата его возвращения в состав ВМФ. Сдача «Дмитрия Донского» включена в гособоронзаказ на 2004 год. АПЛ возвратится на службу практически новой: заменены трубопроводы общекарабельных систем, электрооборудование, подводный крейсер оснащен современными системами связи, акустики, дозиметрического и радиационного контроля. По словам очевидцев, подлодка премьеру понравилась, он подарил экипажу картину с морским пейзажем. В ответ г-н Фрадкову вручили макет «Дмитрия Донского».
Из Северодвинска в Архангельск премьер должен был вернуться в хорошем настроении. Предприятия, на которых он побывал, загружены заказами -- военными и гражданскими. На «Севмаше» уже ставится вопрос о работе в три смены. Сергей Иванов даже беспокоится: справится ли завод с заказами в срок и без потери качества. Однако на других предприятиях судостроительной отрасли ситуация иная. По словам главы правительства, сегодня они загружены лишь на 25--30%. Причины, заставляющие российских судовладельцев заказывать суда за рубежом, сугубо экономические. Как сказал на коллегии глава Минпромэнерго Виктор Христенко, строить суда в России проблематично из-за невыгодных условий кредитования, а также высоких таможенных пошлин на комплектующее оборудование.
Коллегия обсудила ряд мер, которые должны изменить ситуацию. По признанию г-на Фрадкова, меры эти давно известны, но пока не реализуются. Например, субсидирование процентных ставок по кредитам. Планируется использовать и модную ныне идею частно-государственного партнерства. Однако в любом случае судовладельцев никто не будет заставлять покупать продукцию отечественных судостроительных заводов. «Он (судовладелец. -- Ред.) выбирает лучшее, что есть на рынке. И это совсем не значит, что он выберет российское. Но мы бы очень хотели, чтобы этот выбор был таковым. Мы над этим активно работаем», -- сказал Михаил Фрадков.
На заседании говорили и о федерально-целевой программе (ФЦП) «Мировой океан». Сейчас, как известно Минэкономразвития пытается навести порядок в финансировании ФЦП, чтобы избежать неэффективных расходов. Как сообщил Михаил Фрадков, Морская коллегия признала ФЦП «Мировой океан» актуальной. Иными словами, ведомство Германа Грефа (он является членом коллегии, но в Архангельск не приехал) ее не ликвидирует. Хотя финансирование может и сократить. «Сумма, которую мы предполагаем выделить в 2005 году, будет оптимальной, исходя из возможностей бюджета. Она будет достаточной для того, чтобы не прерывать работу, которая ведется в рамках этой программы. Но, естественно, ресурсы ограничены», -- сказал г-н Фрадков, отвечая на вопрос газеты «Время новостей».
Еще одно решение, принятое на коллегии, затрагивает вопросы безопасности мореплавания. По словам, Сергея Иванова, решено создать на Севере региональную систему слежения за подводными, надводными и воздушными объектами. Она будет задействована на Баренцевом море, где, как отметил министр обороны, «военная и экономическая деятельность возрастает и необходимо владеть обстановкой в важном для нас регионе». Первая подобная система, созданная с участием Минтранса, уже действует на Дальнем Востоке.
По словам Сергея Иванова, все последние крупные морские учения, например на Каспии в 2002 году или на Тихом океане в 2003-м, «проводились под углом зрения уже и экономических интересов государства». «И дальше флот будет подходить к определению всех своих задач именно под таким углом зрения», -- сказал министр обороны.
Завершилась Морская коллегия неформальным общением на теплоходе «Николай Гоголь». С борта раритетного, но вполне работоспособного судна, построенного еще в 1911 году, г-н Фрадков мог составить некоторое впечатление о городе. Впрочем, если бы у премьера было больше времени для знакомства с Архангельском, он, несомненно, увидел, в каком неприглядном состоянии находится столица одного из субъектов федерации. Некоторые улицы, причем центральные, и на городские не похожи. Покосившиеся двухэтажные бревенчатые дома (в свое время город застраивался преимущественно такими жилыми постройками), разбитая, зачастую вообще не асфальтированная проезжая часть, заросли крапивы. Складывается впечатление, что за городом вообще никто не следит. Говорят, что новый губернатор Николай Киселев, избранный три месяца назад в результате протестного голосования, просил у Михаила Фрадкова деньги на приведение в порядок набережной -- любимого места отдыха архангелогородцев. Как отреагировал на просьбу премьер, неизвестно. Возможно, ответ мы узнаем на следующей Морской коллегии в Архангельске.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Архангельск