Время новостей
     N°94, 31 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2001
Шпионские сласти
Новый фильм Роберта Родригеса на московских экранах
Анекдот года: Роберт Родригес, кровожадный автор «Отчаянного», «От заката до рассвета» и «Факультета», сделал картину для семейного просмотра и без возрастных ограничений. И не прогадал -- теперь в его послужном списке есть фильм, сборы которого превысили заветные сто миллионов, и не за горами съемки продолжения. Пожалуй, только отечественный Александр Рогожкин повел себя в свое время подобным образом, без объявления войны сразив всех «Особенностями национальной охоты» после образцово-чернушных «Караула», «Чекиста» и иже с ними.

Сравнение с мастером российской кинематографии вряд ли можно считать натяжкой. «Детей шпионов» (как, впрочем, и большинство предыдущих картин Родригеса) вообще можно сравнивать с чем угодно, потому что он принципиально производит фильмы-конструкторы, собирая их из любимых по киноманской молодости сюжетов, персонажей и тем. Но даже если он работает с готовыми блоками -- вряд ли кто-то еще может соединить их с той же удалью, шиком и непосредственностью.

Поэтому череду ассоциаций можно смело продолжить. Но сперва о сюжете. Он тоже сборный и представляет собой гибрид «Правдивой лжи» (которая, к слову, тоже была римейком) и хрестоматийной детсадовской речевки «Дети в подвале играли в гестапо». С той лишь разницей, что зверски замучивать сантехника Потапова и даже куда более опасных злодеев никто не собирается. А так -- юные Кармен (Алекса Вега) и Джуни (Дэрил Себара) Кортесы изнывают от скуки, считая своих родителей обыкновенными бизнесменами. Но очень скоро окажется, что сказка про влюбленных шпионов, которую мама Ингрид так любит рассказывать им на ночь, на самом деле -- правдивая история их собственной семьи, состоящей на поверку из отборных агентов секретной службы. Так что детишкам ничего не остается, как в срочном порядке освоить азы джеймсбондитизма и отправиться выручать маму с папой из лап коварных негодяев, превращающих лучших разведчиков мира в монструозных телепузиков для телешоу.

Поначалу происходящее затягивает всех зрителей вне зависимости от возраста. Блистательно придуманная и снятая пресловутая сказка -- шпионская свадьба, плавно переходящая в кавардак со взрывами, погонями и стрельбой -- обязательно войдет в число лучших экшн-сцен последнего времени. И даже то, что Родригесу (это видно невооруженным глазом) до судорог хотелось снести голову священника, венчающего главных героев, вертолетным винтом, но он не сделал этого в угоду все тем же возрастным ограничениям, -- дело совсем не портит.

Невероятно обворожителен Антонио Бандерас в роли главы законспирированного семейства, и еще более невероятно хороши его усики. А уж когда в дом Кортесов вваливается отличный комик Чич Марин и громогласно объявляет: «Здравствуйте, дети! Я ваш дядя Феликс!», -- понимаешь, что это один из лучших фильмов, виденных за сколь угодно длинную жизнь.

Дальше, впрочем, этот переливающийся всеми цветами радуги воздушный шарик несколько сдувается. Когда становится понятно, что ВОТ ТАК будет еще как минимум час с лишним, интерес взрослой публики неизбежно падает. Чем ближе к финалу, тем больше кино начинает походить на «Милки Вэй», который «только для детей». И поэтому взрослым приходится развлекать себя самостоятельно. Например, устроив мозговой штурм, этакую «прокачку», вроде той, что устраивал диверсантам смершевец Алехин в «Моменте истины» Юрия Богомолова. Выглядеть это может примерно так: «Думай, думай... Тэри Хэтчер играет помощницу главного злодея, а раньше играла девушку Бонда в «Завтра не умрет никогда», это понятно... оттуда же ранцы-самолеты и миниатюрные подводные лодки... дальше... Роберт Патрик -- типичный злодей, привык со времен второго «Терминатора» к трансформациям... неудивительно, что именно он возглавляет корпорацию по превращению людей в мутантов... Алан Камиинг, изображающий безумного, но неплохого в сущности мультипликатора, -- вылитый коротышка Пи-Ви из дебюта Тима Бартона... хорошо, зацепка есть... вот потому и замок его насквозь мультяшный... дальше... думай, думай... что еще... вот! Вот он, момент истины -- девочка Кармен как две капли воды похожа на Юлю Грибкову в «Гостье из будущего»! Все! Мы сделали этого Родригеса! Мы прокачали его!» А там уж и фильм закончился, титры пошли. Можно отстукивать сообщение в центр.

Пароль наверняка останется прежним, богомоловским и в данном семейном контексте невероятно уместным. «Бабушка приехала».

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ