|
|
N°124, 16 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Неадекватные аналогии"
Сенаторы отказали президенту в праве называть кандидатуру Степашина
Совет Федерации в четверг отклонил поправки к закону «О Счетной палате РФ», которые наделяли президента правом называть кандидатов на должность председателя палаты и его заместителя. За поправки проголосовали 77 сенаторов при необходимых 92. 24 члена верхней палаты голосовали против и 11 воздержались. Сенаторы посчитали такое предложение «неконституционным». А также позаботились о президентском здоровье, посчитав, что «наделять главу государства такими дополнительными полномочиями не стоит, так как у президента и без того много обязанностей».
По действующему законодательству большинством голосов главу Счетной палаты назначает Госдума, а его заместителя -- Совет Федерации. Но два месяца назад депутаты решили уступить это почетное право президенту, оставив за собой лишь возможность предлагать от имени комитетов и депутатских объединений кандидатуры на должность главы палаты. Так же предлагается решать и вопрос с отставкой: если сегодня главу СП двумя третями снимает Госдума, то теперь это право хотят передать президенту.
То есть в поправках у сенаторов и депутатов остается возможность лишь предлагать свои кандидатуры президенту. Что с Конституцией, по мнению сенаторов, никак не соотносится. Полномочный представитель президента в верхней палате Александр Котенков долго уверял сенаторов, что это не так: «В соответствии с Конституцией президент обеспечивает согласованное функционирование органов госвласти. По закону Счетная палата является не органом парламентского контроля, а органом финансового контроля, и нормы этого закона конституционно обоснованы». Г-н Котенков также отверг нападки сенаторов, углядевших в новом законе «попытку поставить Счетную палату под контроль президента страны».
Активно отстаивавший поправки в Госдуме независимый депутат Николай Гончар приехал и на встречу с членами Совета Федерации. Еще депутатам г-н Гончар рассказывал, что определенное расширение полномочий президента не противоречит Конституции -- мол, недурно было бы при назначении госслужащего категории «А» учитывать мнение президента. Сенаторам он привел еще один довод: поскольку Счетная палата проверяет правительство, человек, который возглавляет ее, должен быть в равных условиях с премьер-министром. Если следовать этой логике, то, по мнению заместителя председателя комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой Вячеслава Новикова, «тогда президент должен назначать всех следователей Генпрокуратуры, потому что они могут вызвать на допрос какого-нибудь министра».
«Я вообще не понимаю, кому этот закон нужен? У президента и так достаточно контрольных полномочий. А если и мало, то можно расширить их другим способом. Счетная палата и так никогда не откажется выполнять поручения президента. При принятии этого закона Госдума теряет свои полномочия, ей этого тоже не нужно. У Сергея Степашина достаточно полномочий, чтобы не козырять тем, что он представлен президентом», -- изложил свои размышления газете «Время новостей» г-н Новиков.
По словам Валентина Чернявского, председателя комиссии Совфеда по взаимодействию со Счетной палатой, «новый закон крайне необходим». Газете «Время новостей» г-н Чернявский рассказал, что это первый существенный шаг в формировании единой системы государственного финансового контроля: «На сегодняшний день в законе о Счетной палате нет четкого механизма, определяющего порядок представления главы палаты. Вот мы и восстанавливаем пробел. И Госдума тут совершенно права». А инсинуации тех, кто пытается придать поправке несуществующий принципиальный характер, по мнению сенатора, проистекают из неполного понимания сути вопроса: «Все просто, а коллеги проводят какие-то неадекватные аналогии».
Теперь парламентарии создадут согласительную комиссию, которая до 8 августа должна будет поправки отредактировать. Комиссия может просто «вычистить» законопроект с юридической точки зрения, может поставить президента в ряд с другими субъектами, представляющими кандидатуру на пост главы Счетной палаты. Но, по сути, создание согласительной комиссии означает в конечном счете принятие поправок. Пусть и в августе.
Дарья ГУСЕВА