Время новостей
     N°124, 16 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2004
Отставить!
Генерал Квашнин покидает Генштаб
Крепнущие слухи о скорой отставке начальника Генерального штаба можно было бы расценить как очередную «утку», каких за время руководства Анатолием Квашниным «мозгом армии» «пролетело» более десятка. Однако нынешняя утечка информации очень похожа на правду. От источника в военном ведомстве, заслуживающего доверия, газете «Время новостей» стало известно, что генерал армии Квашнин действительно подал верховному главнокомандующему Владимиру Путину рапорт с просьбой уволить его с военной службы. При этом собеседник газеты уточнил: «Следующий энгэша рапорт будет писать уже не президенту, а министру обороны».

Наш источник имел в виду значительное понижение роли Генштаба после принятых Госдумой ровно месяц назад шести ключевых поправок к закону «Об обороне». Прежде в нем было прописано: управление вооруженными силами осуществляет министр обороны через Генеральный штаб, являющийся «основным органом оперативного управления». Структурно входя в Минобороны, Генштаб стоял наравне с военным ведомством, был вторым «центром силы», его начальник начиная с 1953 года всегда являлся первым заместителем министра. Анатолий Квашнин издавал свои директивы, которые нередко шли вразрез с приказами министра. Это вносило сумятицу в войска.

По новому варианту закона, который вот-вот вступит в силу (после подписания президентом), «управление вооруженными силами осуществляет министр обороны через Министерство обороны». Если раньше президент утверждал положения и о Минобороны, и о Генштабе, то теперь только о Минобороны. А круг задач «мозга армии» определит уже сам глава военного ведомства Сергей Иванов. У Генштаба будут отобраны «несвойственные», по определению Сергея Иванова, функции -- руководство военными округами, тылом и обеспечивающими организациями, распределение средств военного бюджета и так далее. Оставят же ему стратегическое планирование, мобилизацию и боевую учебу, выявление на ранней стадии новых угроз и разработку предложений по их нейтрализации. Эксперты, наблюдающие многолетнюю аппаратную схватку Анатолия Квашнина с двумя министрами обороны, считают, что «энгэша» окончательно проиграл своему шефу и не сможет смириться с тем, что его детище низвели до уровня главного или центрального управления Минобороны. Именно поэтому генерал Квашнин и уходит.

Другой причиной появления рапорта об отставке называют невнятные действия силовиков во время налета боевиков 22 июня в Ингушетии, когда погибли десятки людей, большинство которых -- люди в погонах. Ближайший мотострелковый полк прибыл на место боя только через 12 часов, когда нападавшие растворились, -- пришлось долго «согласовывать вопрос» с командованием округа, с Москвой и соседями из внутренних войск, чтобы не перестрелять друг друга. Система управления силовиками на Северном Кавказе была признана верховным главнокомандующим никуда не годной. Первым «попал под раздачу» главком внутренних войск Вячеслав Тихомиров -- после резкого разговора с главой МВД Рашидом Нургалиевым он подал рапорт об отставке. Нелицеприятный разговор, рассказали обозревателю газеты «Время новостей» в военном ведомстве, был и у Квашнина -- причем лично с президентом.

«Промелькнувшие в печати сообщения, что Квашнина хотят сделать «козлом отпущения» за события в Ингушетии, вряд ли имеют под собой почву, -- рассказал газете «Время новостей» руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа профессор Анатолий Цыганок. -- Взаимодействием сил двенадцати федеральных структур на Северном Кавказе должна руководить администрация президента. В крайнем случае -- МВД, у которого из пяти дивизий внутренних войск четыре воюют в Чечне. Есть много другого, за что следует удалить Квашнина от дел. Его усилиями, например, сведена на нет теория оперативного искусства, хотя именно она будет востребована характером конфликтов будущего».

С Квашниным поступили так, как он поступал со своими противниками. Чтобы устранить как соперника главкома Ракетных войск стратегического назначения Владимира Яковлева, начальник Генштаба понизил статус РВСН с вида до рода войск, а перспективного генерала Яковлева отправили на сугубо номинальную должность начальника Штаба по координации военного сотрудничества СНГ, где он прозябает и поныне.

Генерал Квашнин планировал из 19 дивизий «ядерного щита» оставить две, но его вовремя остановили. На Западе аналитики говорят, что именно эти планы подтолкнули США к выходу из договора по ПРО. Главком Сухопутных войск Владимир Семенов также остался без должности, когда усилиями Квашнина главное командование этого рода войск было распущено, а через три года Квашниным же восстановлено. Недолюбливая и опасаясь командующего ВДВ Георгия Шпака, «энгэша» повел войну и против десантников, которых пренебрежительно называл «мамлюками».

В пассиве Анатолия Квашнина ликвидация последних российских баз за рубежом -- во Вьетнаме и на Кубе. Во всяком случае именно он публично доказывал целесообразность таких действий. Знаменитый приштинский бросок российских десантников в июне 1999 года, за которым, как утверждают в Генштабе, стоял Анатолий Квашнин, едва не стал причиной развязывания боевых действий. Пресек зарождающуюся войну английский генерал Джексон, который отказался выполнить приказ американского генерала Кларка очистить аэродром от русских десантников. Да и сам бросок по большому счету не имел смысла: Генштаб не просчитал, что на захваченный десантниками аэродром российские самолеты с вооруженными подразделениями перелететь не смогут -- им просто не дали коридор для пролета над чужой территорией.

Неясно, кто примет не очень ладное наследство нынешнего начальника Генштаба. Среди претендентов называют командующего войсками Ленинградского военного округа Валентина Бобрышева, «реанимированного» Владимира Яковлева и даже опального Вячеслава Тихомирова, который до перехода в МВД служил в армейских структурах. И конечно же первого заместителя «энгэша» Юрия Балуевского. Правда, последний служил в основном в штабах, ни одним крупным формированием вроде округа или общевойсковой армии не командовал, «отметился» лишь командованием российских миротворцев в Грузии, о чем очень любит вспоминать, с ностальгическим придыханием произнося «батоно» и «гамарджоба». Но штабной послужной список Юрия Балуевского, возможно, как раз и подходит руководителю «обновленного» Генштаба.

«Кроме того, назначение на Генштаб Балуевского, которого считают «западником», будет означать реверанс в сторону США, -- считает Анатолий Цыганок. -- Но скорее всего будет назначен человек, имени которого сегодня никто не упоминает, «варяг». Такова практика кремлевской администрации последнего времени».

Уход Анатолия Квашнина, в котором теперь мало кто сомневается, будет означать конец ельцинской генеральской вольницы и возвращение военных к принципу беспрекословного выполнения приказа. Это станет и концом так называемой прусской модели управления вооруженными силами, в которой Генштаб обладает высокими полномочиями. Неясно, правда, сколь долго продлится переход к демократической «англосаксонской» модели, главный признак которой -- гражданский министр обороны. В связи с этим возникает множество серьезных вопросов. Как, на каких принципах создать Генштаб, который только и делает, что генерирует идеи? Не превратится ли он в НИИ обороны? И кто вместо Генштаба будет управлять более чем миллионными вооруженными силами? Возможно, по примеру стратегических командований армии США власть будет делегирована командующим видами и родами вооруженных сил, командующим военными округами. Сколько времени, сил и средств потребуется, чтобы создать этот аналог комитета начальников штабов, приживется ли он на российской почве и не останется ли армия на долгое время неуправляемой?

Наконец, какой орган будет координировать многочисленные российские силовые ведомства в угрожаемый период или в случае войны? Как ни странно, ответ на этот вопрос дает грядущая отставка Анатолия Квашнина. Она, по сведениям другого источника газеты, будет весьма почетной. Скорее всего генерал армии окажется в Совете безопасности, которому после снижения роли Генштаба, по всей вероятности, и будет вменена координация силовых ведомств государства. На новом месте г-н Квашнин сможет реализовать давно выработанную им схему кураторства всех силовиков и в полной мере насладиться властью. В том числе и над своим нынешним начальником.

Николай ПОРОСКОВ