|
|
N°124, 16 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Напрасные слова
Валентине Матвиенко не удалось перенести часть столицы в Петербург
Сегодня Петербург и Ленинградскую область посетит президент Владимир Путин. Официальная версия поездки -- паломничество к недавно вернувшейся в Россию Тихвинской иконе Божьей Матери. Но вполне вероятно, что главе государства придется провести «воспитательную беседу» с губернатором родного города Валентиной Матвиенко. Не прошло и года с момента начала ее губернаторства, а она уже, похоже, успела испортить отношения с федеральным центром. Это стало особенно очевидно после скандала с якобы принятым решением о переносе части столичных функций в Санкт-Петербург. Валентина Матвиенко совершила непростительную аппаратную ошибку -- озвучила решение, которого либо просто нет, либо все-таки есть, но его еще нельзя было озвучивать.
В среду вечером Валентина Матвиенко, отвечая на вопросы бизнесменов из Американской торговой палаты в Петербурге, огорошила собравшихся заявлением о скором переводе ряда столичных учреждений в северную столицу. «Решение о переносе части федеральных функций в Петербург принято», -- заявила она. При этом сообщить какие-либо детали решения г-жа Матвиенко отказалась: «Пока решение официально не объявлено, я не имею права о нем сказать». Более того, г-жа Матвиенко заявила, что о решении будет объявлено в ближайшие дни.
Не прошло и нескольких часов с момента этого заявления, как оно было опровергнуто Белым домом, в двенадцатом часу ночи по московскому времени: пресс-служба правительства заявила, что правительство не принимало никаких решений о переносе в Питер части столичных функций. К тому же у кабинета министров в принципе нет полномочий принимать решения о переносе институтов государства в другие города.
Вчера еще один видный петербуржец -- министр финансов Алексей Кудрин -- в беседе с журналистами сказал, что ему также ничего не известно о переводе в Петербург каких-то правительственных учреждений, за исключением Государственного архива, под который сейчас перестраивается здание сената.
Тем не менее вчера губернатор продолжала настаивать на своем, правда уже не утверждая, что решение оформлено и появится в ближайшие дни. Оговорившись, что накануне ее слова были неправильно истолкованы журналистами, г-жа Матвиенко затем, по сути, повторила собственное заявление: «Принципиально вопрос уже решен, но, естественно, официальное решение еще не принято. Есть принципиальное понимание, что может быть переведено в Петербург, такая позиция практически согласована». И поэтому городские власти уже готовят «офисы и другие условия для перевода, очень интенсивно работают в этом направлении».
Опять отказавшись сообщить, каким же все-таки учреждениям и органам власти нужно готовиться к переезду на берега Невы, губернатор сказала, что «пока есть определенность по одной из структур». Что касается остальных, то, добавила г-жа Матвиенко, «до конца года будет ясность с тем, какие учреждения, функции, в какие сроки и в каком порядке будут перемещаться в Петербург». Губернатор считает, что это будет «полезно для города и поднимет его статус». При этом она настоятельно попросила журналистов общественность «не будоражить до тех пор, пока не вышло постановление правительства». Хотя сама же и начала будоражить.
Примечательно, что практически одновременно с этим заявлением премьер Михаил Фрадков, находившийся в Архангельске, лично опроверг слова питерского губернатора: «Правительство РФ не принимало никаких решений по поводу переноса столичных функций в Санкт-Петербург». После этого ситуация приобрела откровенно скандальный характер.
Едва ли г-жа Матвиенко знает о планах правительства больше, чем сам кабинет и его глава, -- по крайней мере против этого говорят достаточно резкие и обильные опровержения, посыпавшиеся одно за другим из Белого дома. Скорее ситуация свидетельствует о том, что петербургский губернатор пытается вести свою игру с федеральной исполнительной властью под маркой своих «особенных» отношений с президентом, у которого в свою очередь особое отношение к Петербургу. Нельзя исключать того, что такие отношения могли иметь значение год назад, когда Кремлю важно было убрать экс-градоначальника Владимира Яковлева и провести выборы в Петербурге таким образом, чтобы посадить на город "своего человека". Теперь, когда эта задача давно решена, нужды в «особенных отношениях» попросту нет.
По крайней мере губернатор Матвиенко пока не может выбить из правительства деньги на реализацию многомиллиардных инфраструктурных проектов. Г-жа Матвиенко выступает в роли просительницы федеральных средств, к которой не особо прислушиваются. Это особенно ярко проявилось в прошлую субботу, когда Герман Греф публично отказался выдать питерскому губернатору 18 млрд руб. на скоростную автотрассу из питерского торгового порта и 2 млрд руб. на новый пассажирский морской вокзал. В 2004 и 2005 годах федеральный бюджет денег на питерское расточительство не даст, заверил министр экономического развития.
Похоже, Валентине Матвиенко очень нравится ощущать себя политиком федерального масштаба, который не просто посвящен в тайны политического закулисья, но и прямо влияет на принятие решений. Однако на практике это совсем незаметно. Сразу после своего избрания на пост градоначальника в октябре 2003 года г-жа Матвиенко впервые заявила, что часть столичных функций вот-вот будет передана Петербургу, однако никаких действий в этом направлении так и не предприняли. Можно вспомнить и о том, что еще зимой губернатор обещала добиться правительственного постановления о разделении авиапредприятия «Пулково» на аэропорт и авиакомпанию. И в среду она повторила, что соответствующий документ вот-вот выйдет из Белого дома, причем в соответствии с ним аэропорт Пулково (сейчас -- федеральная собственность) будет передан городу. Однако и в этой ситуации ничего не меняется. Нельзя не упомянуть и о других многократно анонсированных планах губернатора -- например, о ее намерении перерегистрировать шесть-семь крупных российских компаний в Петербурге, чтобы они пополняли своими налогами городскую казну. Г-жа Матвиенко постоянно говорит, что о соответствующих договоренностях с бизнесменами будет объявлено буквально на днях. Но ни одна из крупных российских финансово-промышленных групп не торопится подтверждать намерения перевести налоговые потоки.
Публичная полемика с федеральным правительством явно не добавляет политического веса губернатору Петербурга. Скорее наоборот, свидетельствует о не слишком высоком аппаратном искусстве г-жи Матвиенко, которая, похоже, никак не может смириться с судьбой обыкновенного регионального лидера.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург