Главный финансист страны Алексей Кудрин на вчерашнем заседании кабинета министров провозгласил курс на минимизацию заимствований у международных финансовых организаций. На его взгляд, Россия должна завершить уже начатые проекты и не открывать новых. Исключение, по словам главы Минфина, может составить лишь программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства, на которую у правительства действительно не хватает денег. Что же касается кредитов Всемирного банка, а также Европейского банка реконструкции и развития на улучшение региональных финансов и модернизацию статистики, то г-н Кудрин против. Он считает, что эти проекты необходимо финансировать за счет собственных средств. Причем проект по модернизации статистики сможет попасть в план финансирования только с 2006 года.
С главным финансистом не согласны ни правительственные экономисты (читай: Герман Греф), ни статистики. Руководитель федеральной службы по государственной статистике Владимир Соколин произнес целую речь в защиту кредита МБРР его ведомству. Он выразил полное неверие в финансирование развития статистики за счет бюджета. «По сути, нам Алексей Леонидович предложил приостановить работу на два года», -- заявил г-н Соколин. Но г-н Кудрин не сдавался. Он сказал, что тех же самых замечательных западных экспертов можно нанять и за собственные деньги. «Давайте купим таких специалистов. Но только не будем при этом платить процент по кредиту. По-моему, это дороговато», -- резюмировал глава Минфина. Однако убедить большинство так и не сумел, потому что члены кабинета не очень верят в силу федерального бюджета и реальное выделение денег по линии федеральных целевых программ (ФЦП). Их веру помимо министра финансов, правда, попытался несколько укрепить и премьер-министр. Михаил Фрадков пообещал в ближайшее время качественно изменить отношение к федеральным целевым программам и даже создать специальный департамент в Министерстве экономического развития и торговли.
За то, чтобы проект развития региональных финансов был включен в план заимствований по линии МБРР и ЕБРР, выступили представители МЭРТ и Минпромэнерго. Таким образом, Минфину предстоит еще раз доработать программу заимствований.
Не обошлось на заседании кабинета и без мелкого лоббизма. Просили за Щелковский биокомбинат: мол, необходимо выделить 46 млн евро, чтобы завести импортное оборудование и делать вакцину от ящура. Министр науки Андрей Фурсенко и депутат Думы Михаил Задорнов просили за Московский университет, которому скоро 250 лет, а потому его также следует оснастить новым оборудованием. Если на проблему ящура отреагировали не все, то главный вуз страны, судя по реакции г-на Кудрина, свой кредит получит. Были в зале заседаний правительства и противники лоббизма. Так, представитель Счетной палаты заявил, что предприятия в разные годы набрали займов на 6 млрд долл., до сих пор ничего не сделали, а денежки не вернули. Министр финансов практически эту цифру подтвердил: «Она близка к правде. У нас действительно очень низкая рентабельность». Услышав такое, премьер немедленно велел подготовить доклад о том, как используются ранее выданные кредиты.
После чего программу заимствований утвердили в целом. Хотя в конце г-ну Кудрину пришлось ответить, пожалуй, на самый существенный вопрос дня, который задал ему начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович: «Где собственно стратегия и единая система управления внешним и внутренним долгом?» «То, что я сегодня говорю... здесь дорого, там подешевле, -- это и есть система управления госдолгом. А после того как мы пройдем этап выделения казначейства и реформирования ВЭБа, то система заработает более комплексно, слаженно», -- пояснил главный финансист страны.
Справка о государственных внутренних заимствованиях РФ (млрд руб.)
Внутренние заимствования |
2003 год (утверждено на год) |
2003 год (факт) |
2004 год (утверждено на год) |
2005 год (проект) |
Государственные ценные бумаги |
56,6 |
25,9 |
140,6 |
125,1 |
привлечение средств |
169,5 |
132,4 |
258,9 |
210,9 |
погашение основной суммы задолженности |
112,9 |
106,4 |
118,3 |
85,8 |
Иные долговые обязательства |
29,0 |
26,1 |
32,3 |
35,7 |
привлечение средств |
- |
- |
- |
- |
погашение основной суммы задолженности |
29,0 |
26,1 |
32,3 |
35,7 |
Предоставление государственных гарантий РФ |
35,3 |
33,3 |
57,8 |
28,5 |
Исполнение государственных гарантий -- всего |
|
2,7 |
|
1,3 |
Структура государственных внешних заимствований на 2005 год (млн долл. США)
Категория кредитов (займов) |
2001 г. (отчет) |
2002 г. (отчет) |
2003 г. (отчет) |
2004 г. (бюджет) |
2005 г. (прогноз) |
1. Несвязанные (финансовые) заимствования |
3945,00 |
2190,00 |
40,00 |
3040,00 |
2525,00 |
2. Целевые иностранные заимствования |
850,00 |
653,00 |
768,80 |
622,00 |
1127,00 |
в том числе:
кредиты (займы) МФО |
300,00 |
287,00 |
306,80 |
341,00 |
952,42 |
кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм |
550,00 |
386,00 |
462,00 |
281,00 |
174,90 |
Итого: |
4795,00 |
2860,00 |
808,80 |
3662,00 |
3652,00 |