Время новостей
     2010-06-22 10:21:52.00 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.06.2010
Антон Дроздов: Россия не готова к повышению пенсионного возраста
Вызовы пенсионным системам в 21 веке активно обсуждались в рамках Петербургского экономического форума, проходившего 17-19 июня. О том, что у России есть еще около 15-20 лет, чтобы окончательно развести солидарную и страховую пенсионные системы и не допустить пенсионного банкротства, в интервью руководителю редакции "Общество" РИА Новости Екатерине Ефимовой рассказал председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

- Антон Викторович, все чаще слышны пессимистические оценки будущего пенсионной системы в России. Мы идем к краху или есть время отрегулировать ситуацию?

- Пенсионная система в нашей стране развивается поступательно и все риски, о которых говорят, мы знаем и учитываем в своих прогнозах. Именно на их основе подготовлена концепция развития пенсионной системы РФ.

Первое предложение, которое уже внесено в Минздравсоцразвития РФ: перевести накопительную часть в плоскость гражданско-правовых отношений. Кроме того, предлагается изменить статус негосударственных пенсионных фондов, предоставить возможность формировать инвестиционные портфели по уровням риска, а не по видам активов, куда вкладываются пенсионные накопления, создать систему гарантий сохранности пенсионных накоплений. Рассматривается вопрос существенного увеличения ответственности работодателей за формирование накопительной части. Я думаю, что в ближайшее время обсуждение этой концепции будет закончено, мы пока не встречали каких-то серьезных возражений. Уже можно подводить итоги этой дискуссии и приступать к активной фазе подготовки нормативных актов.

- Какие инструменты использования накопительной части пенсии могут быть предусмотрены в ближайшее время?

- Одной из идей накопительной части было то, что это длинные деньги, которые будут работать в экономике. И путем расширения инвестиционной декларации ПФР и Внешэкономбанка (государственная управляющая компания на рынке пенсионного страхования), этот вопрос сдвинулся. Вначале появился расширенный портфель ВЭБ. Он, в том числе, предусматривает возможность вклада накоплений в ипотечные ценные бумаги иных эмитентов, в инфраструктурные облигации. Принято решение вложить сюда 250 миллиардов рублей пенсионных накоплений «молчунов». Что касается дальнейшего движения, то в основном речь будет идти о том, чтобы работодатель больше отвечал за формирование накопительной части, принимал решение об инвестировании вместе с работником.

Отмечу, что доля тех, кто захочет эффективно распоряжаться накопительной частью, в концепции развития пенсионной системы оценена в 20%. Для получателей пенсий по потере кормильца, по инвалидности, для людей с низкими доходами, формирование накоплений без господдержки неэффективно. Им лучше преимущественно остаться в солидарной системе. Солидарная часть - она для всех, это фундаментальная вещь. И именно она должна выйти на 40% замещения заработка к 2030 году.

Как только мы переведем накопительную часть в плоскость гражданско-правовых отношений, система станет гибче, она будет «заточена» под запросы конкретных категорий населения. Например, для кого-то это будет возможность получить часть накопленных денег за ушедшего из жизни супруга, кто-то сможет часть «живых» средств израсходовать на неотложные нужды.

- И для этого нужно вывести накопительную составляющую из системы госгарантий в структуре обязательного пенсионного страхования (ОПС)?

- Да, это будет обязательное страхование, но в силу закона, а не как часть солидарной системы в ОПС. Сейчас солидарная и накопительная составляющие наглухо привязаны друг к другу, хотя имеют разную природу и механизмы формирования. Это не дает возможность накопительной части быть более гибкой и эффективной в полной мере.

Для «молчунов» будет гарантией следующее: именно государство учредит накопительный пенсионный фонд, который будет действовать вместо ВЭБа. В последующем планируется, что будет 50% на 50% тех, кто в этом фонде остался и тех, кто ушел в частные накопительные фонды (сейчас – негосударственные пенсионные фонды). Далее доля первых должна сокращаться, делать это надо плавно, но поступательно.

Вообще, накопительная часть имеет свои минусы. Когда она формируется, ни у кого нет вопросов, это длинные деньги. А вот когда надо ее выплачивать, встает вопрос об эффективности размещения накоплений, об экономической ситуации, о гарантиях сохранности и ответственности государства за инвестирование. Эти вопросы как раз и вынудили те страны, которые ринулись в эту накопительную часть, например, Чили, Казахстан, пересмотреть свои решения - снизить размер накопительной части и вернуться к формированию распределительной части за счет бюджета. В Польше, в частности, собираются снизить процент отчислений в накопительную часть с 7,2% до 3%.

- Эксперты и чиновники разного уровня часто говорят о неизбежности повышения пенсионного возраста в РФ. Политическое решение пока не принято, а что лично Вы думаете на этот счет?

- В разных странах повышению пенсионного возраста предшествуют серьезные статистические и демографические исследования. Одномоментное повышение пенсионного возраста в РФ повлечет незначительное сокращение дефицита ПФР, но в будущем даст обратный эффект, когда придется «платить по счетам», то есть обеспечивать более высокие пенсионные права россиян, что вызовет увеличение дефицита бюджета ПФР.

По нашим оценкам, расчетный период выплаты пенсии в России, то есть продолжительность жизни россиянина на пенсии, еще пока не достиг того момента, когда можно говорить о повышении пенсионного возраста. Вернуться к обсуждению этой возможности можно будет не раньше 2015 года.

- Каковы источники покрытия сохраняющегося дефицита бюджета ПФР?

- Солидарную ответственность, как определено законом, несет бюджет Федерации. И даже если ничего не менять в системе, банкротство нам не грозит минимум до 2070 года. В ближайшем горизонте только за счет увеличения страхового тарифа на ОПС с 2011 года с 20 до 26%, дефицит бюджета ПФР, который сейчас составляет 2,9% ВВП, уменьшается до 1,8%. Дальше, по прогнозу, который мы делали, дефицит у нас падает до 1,3% ВВП к 2040 году. Связано это с развитием накопительной части: будет расти число людей, у которых появится накопительная часть пенсии, сейчас формируемая за счет тарифа в 6%, таким образом, будет снижаться солидарная ответственность по выплате пенсий, а значит и дефицит в этой части. Поэтому, в относительном выражении дефицит будет снижаться, если не будет новых экономических потрясений.

Однако это не означает, что мы не должны предпринимать меры для повышения сбалансированности пенсионной системы. Поэтому мы предлагаем пересмотреть такие вопросы, как источники финансирования досрочных и льготных пенсий. Это порядка 30% от количества лиц, получающих в России пенсию по старости. Всего из 36 миллионов пенсионеров 28 миллионов получают трудовую пенсию по старости, а оставшиеся 30% получают пенсию на льготных основаниях. Это цифра, которая даст возможность снизить дефицитность пенсионной системы. Единственное, там, конечно, будет необходим переходный период, порядка 15 лет, и работать это будет с 2030 года, но заниматься этим надо. Плюс, рассматривается вопрос о повышении потолка зарплаты, с которой взимается страховой взнос в ПФР. Сегодня это 415 тысяч рублей и по законодательству предусмотрена индексация на уровень роста зарплаты и инфляции. Но мы хотим индексировать несколько больше.

Далее, есть вопросы, связанные с изменением пенсионной формулы с учетом демографических и макроэкономических рисков. Это даст системе дополнительную гибкость. Сегодня эти существенные факторы учитываются не в полном объеме. Все эти меры позволят к 2030 году несколько сгладить влияние демографического спада, который у нас есть. Замечу, что к 2031-2032 году у нас на одного работающего будет один пенсионер.

- Каковы итоги 5 месяцев по программе государственного софинансирования пенсий в этом году? Какой средний взнос на человека, сколько участников в программе?

- Сегодня участников уже более 2,6 миллиона человек. С начала года они внесли более миллиарда рублей взносов. Это вдвое превышает уровень взносов на эту дату в 2009 году. В целом, за весь 2010 год Пенсионный фонд прогнозирует получить от участников программы госсофинансирования пенсии сумму в 5 миллиардов рублей, то есть ровно вдвое больше, чем ПФР получил на софинансирование в 2009 году.

- Могут ли возникнуть проблемы с реализацией прав участников программы по аналогии с потенциальными проблемами выплат по накопительной части обязательной пенсии?

- Пока проблем с выплатой накопительной части пенсии нет, готовится специальный закон, но чем больше мы затягиваем реформирование накопительной части, тем больше в системе накапливается рисков, которые потом необходимо будет решать, в том числе за счет средств федерального бюджета. Лучше сейчас проанализировать и принять меры, чем откладывать это решение на потом. У нас общий объем накопительной части пенсии к 2012 году будет, как ожидается, 2 триллиона рублей. Вот вам и уровень риска. Если хотя бы 20% из этих средств будут в частных фондах, то это уже 400 миллиардов рублей. Это немаленькие деньги.

- А сколько будет получать ежемесячно гражданин, участвовавший в системе софинансирования, то есть, добровольно копивший себе на старость при участии государства, если он откладывал по 2 тысячи рублей ежегодно, что составляет минимум, или по 12 тысяч – максимум?

- Все зависит от того, сколько будет составлять период нахождения на пенсии. Сейчас этот коэффициент составляет 19 лет. Так что, все зависит от того, на какой период делить общую сумму и от эффективности размещения этих накоплений. Когда будет принята концепция реформирования накопительной части пенсии, возможно, можно будет выбирать срок получения накопительной пенсии от 10-15 лет и выше. Важен период выплат. Если взять консервативные сценарии, то при 12 тысячах рублей взносов в течение 10 лет пока действует программа, будет примерно до 1,5 тысячи рублей прибавки к пенсии в месяц. Но тут нет однозначного ответа, надо учесть много факторов – кто управляет пенсионными накоплениями, сколько лет взносы участника после окончания программы еще будут инвестироваться и приумножаться.

- Какие новации появились с точки зрения использования материнского капитала, который выдается при рождении второго или третьего (четвертого) ребенка в семье и сейчас составляет 343 тысячи рублей?

- В последних поправках к закону появилась норма о возможности использования средств материнского капитала на индивидуальное строительство жилья, которое ведется без привлечения подрядных организаций. Схема такая: сначала человек получат аванс, а когда хоть что-то начинает делать, то получает вторую часть.

Есть поправка о том, чтобы выдавать сертификат и выплачивать материнский капитал и в случае, если ребенок умер при родах или на первой неделе жизни. Для ПФР это очень тяжелая тема, когда мы, выполняя закон, отказываем мамам, потерявшим малыша, в получении сертификата. Минздравсоцразвития РФ пока думает, как ввести поправку.