|
|
N°94, 31 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По праву или по закону?
Милиция и прокуратура выяснили отношения в суде
Судебный процесс, который может стать прецедентом для отечественной правоохранительной системы, состоялся на днях в Белгороде. Там решался вопрос, имеют ли право милиционеры проводить обыски без санкции прокурора. В принципе, в УПК предусмотрена возможность несанкционированного обыска, однако указано, что делать это можно лишь в «исключительных случаях». Учитывая размытость этого понятия, милиционеры предпочитают действовать, лишь получив согласие прокуратуры. Однако теперь, после решения окружного суда Белгорода, не исключено, что сотрудники МВД почувствуют себя увереннее.
Предыстория белгородского дела такова: летом прошлого года сотрудники следственного управления города вышли на шайку квартирных грабителей. Вскоре троицу взяли с поличным, сразу после очередной кражи. На допросах один из задержанных, Сергей Курганский, заявил, что ворованные вещи находятся в квартире его матери на улице Щорса, где живет и он сам. Время было уже позднее, в прокуратуре никого не оказалось, и тогда сотрудники СУ с разрешения своего начальника отправились по указанному адресу с обыском, не располагая прокурорской санкцией (по мнению милиционеров, дело не терпело отлагательства, поскольку сообщники грабителей, узнав об арестах, могли успеть перепрятать награбленное).
Похищенного добра милиционеры не нашли, зато обнаружили в одном из шкафов прокурорский мундир. На вопрос, кому он принадлежит, обитатели квартиры пообещали, что скоро следователь про это узнает. А через несколько дней против руководившего операцией сотрудника СУ Виктора Голдобина прокуратура возбудила уголовное дело по статье «халатность» и взяла с него подписку о невыезде. В вину милиционеру поставили обыск в квартире на улице Щорса, проведенный без санкции прокурора. А потом выяснилось, что прокурорский мундир принадлежит помощнику прокурора города Ларисе Олейниковой, сводной сестре Сергея Курганского. Недавно по этому скандальному делу начался суд.
Во время процесса фактически обсуждались две статьи УПК -- 127-1 и 168. В статье 127-1, в частности, говорится, что «начальник следственного отдела вправе ... давать указания следователю ... о производстве отдельных следственных поручений» (под эту категорию подпадает и обыск). А статья 168-я гласит: «В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением в прокуратуру в суточный срок о произведенном обыске». Поскольку оба эти положения были выполнены, судья признал действия Виктора Голдобина законными и полностью его оправдал. После этого решения можно предположить, что представители МВД станут более решительно проводить обыски. Тем более что «случаи, не терпящие отлагательства», -- понятие весьма растяжимое, и трактовать его каждый может по-своему.
Александр ШВАРЕВ