|
|
N°123, 15 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стоимость узбекской демократии
США наказали Ташкент на 18 млн долларов
Вчера в Ташкент прибыла Элизабет Джонс, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии. Днем раньше, 13 июля, стало известно о решении администрации США уменьшить на 18 млн долл. пакет финансовой помощи, предоставляемой Узбекистану. Как указывается в заявлении госдепа, эта мера принята в связи «с недостаточным прогрессом в проведении демократических реформ» в Узбекистане. В документе упоминаются факты гибели подозреваемых в узбекских тюрьмах и нежелание узбекских властей регистрировать оппозиционные партии.
На г-жу Джонс, очевидно, возложена миссия лично объясниться с узбекским руководством, которому Вашингтон неоднократно выражал самую искреннюю признательность за содействие в проведении контртеррористической операции в Афганистане. Как известно, Узбекистан первым из центральноазиатских стран СНГ предоставил американцам право разместить военно-воздушную базу на своей территории в Ханабаде -- в нескольких десятках километров от афганской границы. Эта база стала крупнейшим военным форпостом США в постсоветской Центральной Азии, что явилось началом серьезного сдвига в стратегическом балансе сил между США и Россией. Элизабет Джонс постарается убедить Ташкент в том, что принятое решение урезать финансовую помощь, согласно заявлению госдепа, «не означает изменения американских интересов в регионе или нежелания продолжать сотрудничество с Узбекистаном».
И тем не менее можно не сомневаться, что в Ташкенте этот демарш США будет воспринят чрезвычайно болезненно. Его можно рассматривать как публичную пощечину узбекскому режиму. Ташкенту не привыкать выслушивать проповеди американских политиков, призывавших его учитывать трудности администрации Белого Дома, подвергающейся жесткому давлению конгресса и американского общественного мнения за «некритическое» сотрудничество со страной, где серьезно нарушаются права человека и отсутствуют демократические процессы. Но, как правило, такие увещевания происходили за закрытыми дверями.
Теперь же, накануне президентских выборов в США, администрации Буша необходимо было срочно перехватить у своего демократического соперника Джима Керри лозунг защиты демократии по всему миру. Узбекистан в этом отношении представляется весьма удобным примером. Он уже давно числится на Западе в особом ряду. Еще весной прошлого года чуть ли не вся мировая политическая элита возмущалась решением Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) провести свое ежегодное собрание в Ташкенте. Критики ЕБРР утверждали, что это не будет способствовать либерализации узбекского режима. Они оказались правы, и спустя год ЕБРР принял решение свернуть программы поддержки государственного сектора экономики Узбекистана.
В течение этого периода Вашингтон избегал демонстрировать жесткий подход к Ташкенту и решился на него только сейчас, в преддверии выборов в США. С другой стороны, Вашингтон, пойдя на такой шаг, ничем не рискует. Президент Узбекистана Ислам Каримов не станет в ответ денонсировать соглашение об американской базе в Ханабаде. Ее функционирование приносит Ташкенту хоть и небольшой, но стабильный доход. Да и само ее существование воспринимается там как элемент внутренней стабильности режима.
Следует учитывать и то, что американцы продолжают оказывать Узбекистану адресную военно-техническую помощь. В мае этого года США передали Ташкенту оборудование и спецтехнику для охраны границ на сумму в 516,6 тыс. долл. Всего с апреля 2000 года американская военно-техническая помощь Узбекистану составила около 7 млн долларов.
Поэтому не случайно накануне визита Элизабет Джонс было опубликовано коммюнике МИД Узбекистана, в котором подчеркивается, что американо-узбекские отношения носят характер «стратегического партнерства» и «эффективно развиваются». Трудно сказать, рискнет ли официальная пропаганда в Узбекистане публично заметить новый, малоприятный для Ташкента разворот Вашингтона. Но можно с уверенностью утверждать, что первым его неизбежность почувствовал сам Ислам Каримов. Еще в сентябре прошлого года, принимая остановившегося в Самарканде на пару часов по дороге домой Владимира Путина, узбекский президент заявил об изжитой «эйфории» в надеждах на экономическое сотрудничество с Западом.
Г-н Каримов может быть уверен, что Москва в отличие от Вашингтона не станет обуславливать свою помощь требованиями демократических перемен. Недавнее заявление глав государств СНГ, осуждающее ОБСЕ за политику «двойных стандартов» по отношению к странам Содружества, тому свидетельство.
Аркадий ДУБНОВ