|
|
N°94, 31 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак переговоров
Аслан Масхадов готов к мирному диалогу без предварительных условий
Президент Чечни Аслан Масхадов вступил в переписку с российскими правозащитниками. На открытое письмо российского общественного комитета «За прекращение войны и установление мира в Чечне» (РОК), в котором предлагалось начать переговоры с федеральным центром, он ответил открытым же письмом с подтверждением «готовности сесть за стол переговоров с российским руководством и начать мирный диалог без предварительных условий».
Г-н Масхадов призывал центр к переговорам с самого начала антитеррористической операции и даже представил в Кремль свою программу совместной борьбы с терроризмом в Чечне. Второй адресат, к которому правозащитники обращались с тем же предложением -- Владимир Путин, на их письмо не ответил. Впрочем, мнение Кремля известно: помощник президента Сергей Ястржембский не раз говорил о бессмысленности переговоров с Асланом Масхадовым, так как «он ничего в Чечне не контролирует». Вчера в аппарате г-на Ястржембского корреспонденту газеты «Время новостей» подтвердили эту «официальную позицию».
По мнению информированных собеседников корреспондента газеты «Время новостей», Чечню в целом не контролирует никто, и «она похожа на лоскутное одеяло». У каждого лоскутка есть свой хозяин -- или какая-нибудь группировка боевиков, или российские военные. Однако большинство чеченцев, в том числе и в среде боевиков, как утверждают те же источники, считают Аслана Масхадова легитимным президентом, и если он отдаст приказ о прекращении огня, его послушают. Оставшиеся же «отмороженные», уверен лидер чеченского центра «Лам» Лечи Ильясов, «окажутся вне закона, потеряют поддержку чеченского общества». Сегодня, по его словам, все боевики и иностранные наемники, например Хаттаб, могут существовать в республике лишь при поддержке чеченцев, пусть даже малой их части. В случае если они пойдут против чеченского президента и народа, то станут обычными иностранцами.
Развитие ситуации в Чечне увеличивает число сторонников политического урегулирования конфликта. Бывший полпред администрации Чечни при российском президенте Шамиль Бено, например, сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что сегодня «закончить войну можно только путем переговоров». Причем он уверен, что федеральный центр должен говорить не только с Асланом Масхадовым, но вообще с воюющей стороной -- с Басаевым и Хаттабом в том числе, но только об окончании боевых действий. Затем, по мнению г-на Бено, надо дать возможность сформировать в Чечне учредительное собрание, обсудить и принять новую конституцию, а потом назначить выборы президента республики (к тому времени как раз закончится срок полномочий Аслана Масхадова, избранного президентом в январе 1997 г. на пять лет. -- Ред.).
Члены РОК, напротив, уверены, что предмет переговоров должен сразу «включать все важные вопросы для обеих сторон, в том числе и механизм определения статуса Чечни». Но поскольку, как сказал депутат Госдумы Сергей Ковалев, «никогда Путин и его команда не сделают ничего для мирного урегулирования в Чечне без давления изнутри и снаружи», члены комитета решили «распространить письмо Масхадова среди международных организаций», в первую очередь его пошлют в Совет Европы.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ