|
|
N°123, 15 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уже мы делаем ракеты
Космическим войскам обещан ренессанс
Деградация российской орбитальной группировки остановлена, более того, созданы предпосылки для качественного прорыва в космосе, который может состояться уже в ближайшие три-четыре года. Об этом рассказал вчера назначенный на должность в марте этого года командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Владимир Поповкин.
Это оптимистичное заявление значимо уже потому, что космическая отрасль, включая ее военный сегмент, долгое время была на положении падчерицы. С 1990 года орбитальная группировка уменьшилась в два с половиной раза, и сегодня в ней 100 космических аппаратов (КА), из них 60 -- военного назначения. Острой необходимости в наращивании количества спутников военные не видят и больше думают о качественном улучшении техники. Гарантийный срок активного существования космических аппаратов увеличен вдвое. Сегодня уже нет необходимости держать на орбите аппараты, которые эксплуатируются на грани фола.
После того как руководство страны повернулось к «космонавтам» лицом, начав ритмично и в приемлемых размерах финансировать отрасль, Космические войска испытывают буквально ренессанс. Это особенно заметно по результатам работы в первые шесть месяцев года: проведены четыре запуска космических аппаратов военного назначения, из которых два -- аппараты связи, пущены четыре баллистические ракеты по плану Ракетных войск стратегического назначения, шесть -- в интересах социального развития государства и по коммерческим программам. В марте поставлен на боевое дежурство оптико-электронный комплекс системы контроля космического пространства «Окно» в таджикском Нуреке. Космические войска подготовили своего космонавта. Включат ли его в состав экипажа и какого, уже в ближайшую неделю решит руководство Федерального космического агентства.
Космические войска наконец перестали зависеть от наследия СССР -- начаты летные испытания космических аппаратов, разработанных уже в России. В частности, новой военной системы связи типа «Молния», модернизированной ракеты «Протон». В этом году начнутся испытания новых систем разведки, ракеты-носителя «Союз-2», которую Федеральное космическое агентство собирается запускать с космодрома Куру во Французской Гвинее. В сентябре заработает новый измерительный пункт в Армавире. В Находке и Подмосковье создаются пункты слежения за космическим пространством.
Как у отрасли, находящейся на подъеме, у военной космонавтики весьма амбициозные планы -- разрабатывается программа вооружения космическими средствами с 2006 по 2015 год. В ней предусмотрено доведение до ума группировки космических аппаратов российской глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС). Сегодня в ее составе 11 аппаратов, а для создания непрерывного сигнала нужно минимум 18. Два года назад правительство приняло соответствующую программу. Если финансирование останется хотя бы таким, как сегодня, к 2008 году группировка будет восстановлена. Причем не прежними космическими аппаратами с длительностью существования три года, а аппаратами с 7-летним сроком, один из которых уже запущен на орбиту. Ведутся работы по созданию аппаратов с 10--12-летним циклом, запуск первого запланирован на 2006 год. Командование рода войск старается не повторять прежних -- космических по масштабу -- ошибок. В 1995 году на орбите работало 24 глонассовских аппарата, однако их сигналы нечем было принимать -- отсутствовали приемные устройства потребителей. Сегодня такие приемники есть, Космические войска поставляют их в вооруженные силы, в первую очередь на Северный Кавказ. Система ГЛОНАСС стала востребованной как по высокоточному военному каналу, так и по гражданскому.
Сегодня, как выразился генерал Поповкин, «в основном все улетает с Байконура», однако ставка делается на космодром Плесецк. И хотя по соглашению с Казахстаном Байконур арендован Россией до 2050 года, основным космодромом России станет Плесецк. В него уже вложены и вкладываются большие деньги, чтобы страна имела независимый выход в космос. В готовящейся по поручению президента федеральной целевой программе развития космодромов России (имеется в виду также космодром Свободный в Амурской области) 90% средств планируется направить на развитие именно Плесецка.
Вполне возможно, что рывок, обещанный командующим, может затянуться -- по вполне земным причинам. Например, большие деньги вложены в ракету-носитель тяжелого класса «Ангара» -- Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева под гарантии Космических войск взял кредит для проведения НИОКР. Однако Минфин, который обещает финансирование строительства старта, технической позиции и инфраструктуры только с 2007 года, тормозит дело. Таджикистан вдруг начал игнорировать соглашение 1994 года, по которому комплекс в Нуреке передан России в аренду безвозмездно. Россиянам приходится работать «по умолчанию» -- в России нет географической точки, где были бы такие высокие горы и чистая атмосфера, позволяющие реализовать возможности оптико-электронного узла. После майской встречи президентов Владимира Путина и Эмомали Рахмонова достигнута договоренность подготовить новое соглашение, реанимирующее старые договоренности. Переговорный процесс должен завершиться до конца года.
Командующий успокоил российских граждан-налогоплательщиков: система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) работоспособна и может своевременно оповестить руководство страны о ракетно-ядерном ударе. Есть и доказательства: система отследила все запуски отечественных баллистических ракет, а также нескольких иностранных. Наземные радиолокационные системы сегодня модернизируется. Внимание к СПРН продиктовано во многом работами американцев по противоракетной обороне. Россия внимательно следит за их ходом, поскольку такие системы определяют стратегическую стабильность в мире, влияют на эффективность применения наших стратегических ядерных сил. Генерал не исключил возможность создания космического эшелона американской ПРО. «Это может сильно повлиять на развитие вооружений, в том числе и Космических войск», -- сказал он.
Владимир Поповкин уверил, что Россия не собирается выводить ядерное оружие в космическое пространство. Хотя, по его сведениям, в некоторых странах такие работы ведутся. В том числе по интегрированию основных наземных систем управления оружием с космическими средствами. В мире много сил, заинтересованных в том, чтобы сделать космос ареной вооруженной борьбы, Россия, сделал ударение командующий, не может на это спокойно реагировать и сделает все для того, чтобы защитить наши космические аппараты.
Николай ПОРОСКОВ