|
|
N°122, 14 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чемпион тай-брейков
Первенство мира по нокаут-системе выиграл Касымжанов
Вчера в столице Ливии Триполи была сыграна последняя партия чемпионата мира по нокаут-системе. Звание сильнейшего шахматиста этого турнира завоевал 24-летний узбекистанский гроссмейстер Рустам Касымжанов. Решающий матч из шести поединков в классические шахматы против англичанина Майкла Адамса он завершил вничью -- 3:3, а во вторник финалисты провели еще две быстрых партии с контролем времени 25 минут плюс 10 секунд за каждый сделанный ход. Сначала черными фигурами Касымжанов победил британца на 60-м ходу, а после того как соперники поменялись цветом, во второй партии была зафиксирована выгодная узбекистанцу ничья. К 48-му ходу у обеих сторон на доске кроме, естественно, королей оставались по слону и по пять пешек.
Ниспровергая полуторавековую традицию определения чемпиона мира по шахматам в матчах двух конкурентов, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов на открытии первого чемпионата по новой нокаут-системе провозгласил: «Я гарантирую на десять таких турниров призовой фонд в 50 млн долл. Считайте, они у вас в кармане». Но не все оказалось столь радужным. Новая формула подверглась основательной критике со стороны реальных претендентов, хотя была благожелательно воспринята средней, ни на что реально не претендовавшей массой гроссмейстеров. Еще бы, предполагалось проводить чемпионаты ежегодно, при участии больше сотни соискателей главного приза, с гарантированным минимумом премиальных для каждого шахматиста минимум в 6000 долл. С выходом в каждый последующий этап сумма должны была увеличиваться вдвое.
Но уже после первого чемпионата в Гронингене и Лозанне (сезон 1997/98), где победил Анатолий Карпов, сроки начала последующих турниров «потекли» до полутора лет. Непросто было найти спонсоров, гарантирующих трехмиллионный призовой фонд. В июле 1999 года в Лас-Вегасе чемпионат выиграл россиянин Александр Халифман, в Нью-Дели и Тегеране на стыке 2000 и 2001 года победил индиец Вишванатан Ананд. Лишь в Москве зимой 2001/2002 состязания удалось провести вовремя. Успех праздновал украинец Руслан Пономарев. Нового «саммита» в Триполи пришлось ждать больше всего -- два с половиной года. Призовой фонд оказался урезанным вдвое и составил 1,5 млн долл. Большинство ведущих шахматистов мира по разным причинам отказались участвовать в этом мероприятии, что вовсе неудивительно. Если первый подобный турнир с выбыванием определял соперника Анатолию Карпову (им стал Ананд, победивший в финальном матче Майкла Адамса), то сейчас стал известен будущий противник Гарри Каспарова.
Заметьте, в финальном матче играл все тот же Адамс, сильнейший по рейтингу после «отказников». На сей раз он сражался с очередным представителем молодежи Рустамом Касымжановым. Их матч развивался драматически, демонстрируя полный перевес белого цвета в классических партиях. После того как Адамс опрометчиво не использовал преимущество своих белых фигур, сделав короткую ничью, Касымжанов повел в счете, и в последующих партиях противники соревновались словно в послематчевых пенальти. Четыре раза подряд каждый реализовывал белый цвет. И только в шестой партии англичанин черными добился ничьей. На тай-брейке Касымжанову было легче, он изрядно поднаторел в быстрых шахматах на предыдущих стадиях чемпионат в Ливии. До встречи с Адамсом он четырежды играл с соперниками раунды подобных партий. Постоянно проживающий в Германии Касымжанов получит за победу 100 тыс. долл, Адамс -- 70 тысяч.
Объективности ради, высшей справедливостью системы Илюмжинова была бы победа англичанина: он, как никто другой, демонстрирует стабильность силы на таких чемпионатах. Лишь один раз он не прошел в полуфинал, проиграв в Москве Петру Свидлеру. Касымжанов (он лишь 54-й в рейтинге ФИДЕ) стал третьим по счету чемпионом, которого шахматный мир не будет воспринимать всерьез. При любом раскладе сил нокаут-система фиксирует печальный рекорд: в последних трех турнирах в финальных матчах не участвуют представители России, по-прежнему занимающей ведущие позиции в шахматном мире.
Олег СТЕЦКО