|
|
N°121, 13 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
De Beers хочет в США
После полувекового изгнания из США монополист в мировом секторе добычи и реализации алмазного сырья корпорация De Beers может приступить к освоению американского рынка, на который приходится более половины мировых розничных продаж бриллиантов. За это компания готова жертвовать мировым имиджем, признав обвинения минюста США в нарушении антимонопольного законодательства, и заплатить штраф около 10 млн долл. Однако даже если Вашингтон решит немного повысить цену вопроса, это вряд ли повлияет на решение De Beers -- ведь корпорация, контролирующая, по разным оценкам, от 50% до 65% мирового потока сырых алмазов, с годовым оборотом продаж более 5,5 млрд долл. получит доступ на рынок, который эксперты оценивают более чем в 30 млрд долл.
Сегодня в федеральном окружном суде города Коламбус штата Огайо будет рассмотрен последний из неоднократно выдвигаемых американскими властями исков против De Beers, где представители корпорации, как ожидается, признают свою вину. В 1994 году министерство юстиции США обвинило корпорацию в заговоре с крупнейшим мировым концерном General Electric с целью зафиксировать цены на алмазы. Это было расценено как нарушение антимонопольного законодательства. Аналогичные обвинения минюст США предъявлял алмазодобывающей корпорации и в 1945-м, и в 1957-м, и в 1974 году. По американскому законодательству мировым монополиям запрещено работать на рынке США, а их руководители могут быть задержаны в случае прибытия в страну.
Впрочем, существует версия, что диктат цен на мировом рынке алмазов -- не самый большой камень преткновения в отношениях De Beers с официальным Вашингтоном. Наблюдатели приписывали конфликту политический характер, ссылаясь на то, что он начался во время второй мировой войны, когда алмазы имели стратегическое значение (использовались при изготовлении оружия), и что якобы Америка опасалась усиления контроля над алмазными рудниками в Африке со стороны Германии и ее союзников. Также считается, что власти США не одобряли поддержку со стороны De Beers политических лидеров ЮАР (10% корпорации фактически принадлежат правительству африканской Ботсваны, по 45% акций владеют Anglo American Plc. и семья Оппенгеймер).
Впрочем, все это время De Beers находила косвенные возможности для реализации своих интересов в США. Участники отрасли в неофициальных беседах не скрывают, что корпорация вела свой бизнес в Штатах через посредников и очень часто финансировала рекламные кампании американских ювелирных фирм, тем самым провоцируя спрос на бриллианты и увеличивая продажи своей продукции. Это подтверждают и отчеты корпорации, согласно которым продажи бриллиантов в I квартале этого года были устойчивыми прежде всего благодаря спросу в США.
Однако если сегодня суд примет покаяния De Beers, все юридические препятствия для доступа на рынок США будут ликвидированы, что откроет для корпорации новые возможности -- от более выгодного привлечения средств до снижения издержек за счет прямых контактов лондонского подразделения De Beers Diamond Trading Company с американскими розничными компаниями. Компания сможет открыть в Америке свое представительство, а председатель совета директоров De Beers Ники Оппенгеймер и управляющий директор компании Гэри Рэйф смогут лично присутствовать на церемонии открытия магазина De Beers на Пятой авеню в Нью-Йорке в конце этого года.
Эксперты считают, что подобный исход уже одобрен наверху. Предпринимаемые ранее попытки договориться с администрацией как Билла Клинтона, так и Джорджа Буша не принесли результатов. Но в преддверии президентских выборов, намеченных на 2 ноября этого года, Белый дом уже не так категоричен. В середине марта на прошедших слушаниях дела De Beers представители алмазной корпорации дали понять, что минюст США готов рассмотреть возможность прекращения дела в отношении De Beers при условии, что она признает обвинения в монополизме.
В то же время, как отмечают наблюдатели и подчеркивают в самой компании, в течение последних лет De Beers кардинально реформировала свою стратегию: перенесла акцент с «единого канала» сбыта в розничный сектор и в результате лишилась своих бесспорных монопольных позиций.
Яна ВИКТОРОВА