|
|
N°121, 13 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плохое кино хорошего человека
В США продолжается прокат фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11»
Много слышала про «пальмоносное» кино Майкла Мура и вот наконец посмотрела. Что сказать? Очень плохое кино. Очень.
Не поймите неправильно: я лично совсем против президента Буша, войны в Ираке и прочего. Но кино очень плохое.
Майкл Мур, напротив, человек хороший. Может быть, даже очень хороший. Но хороший человек -- не профессия, как учили нас наши наставники.
Два часа длится пресловутый фильм, вокруг которого уже даже создан ореол некоего мученичества -- мол, бедного Мура показывают в Америке чуть ли не из-под полы. Не из-под полы, поверьте. В лучших кинотеатрах, с поп-корном, кока-колой, шоколадками и прочим. Поп-корн, кстати, помогает. Примиряет как-то с действительностью.
А действительность примерно такова. Хороший человек Майкл Мур снял фильм своей жизни (увы), в котором гонится сразу за пятнадцатью зайцами, но ловит в лучшем случае землеройку. Зато по пути он буквально убивает примерно семь-восемь вполне серьезных и красивых документальных картин. Один -- про связь между большими деньгами и большой политикой. Другой -- про Ближний Восток. Третий -- про трагические выборы президента США образца 2000 года. Четвертый -- про ужас войны. Пятый -- про сервильную и деструктивную роль СМИ в современной политике. Шестой -- про социальный детерминизм, иными словами, про обреченность. Седьмой -- про Буша и его администрацию.
Семерых одним ударом, в общем. Как минимум. Потому что отснятого Муром или прочими (которые почему-то остаются неизвестными) материала в кино «Фаренгейт 9/11» достаточно для десятка серьезных и сильных документальных фильмов.
В этом фильме есть замечательные кадры. Даже помимо ужимок и прыжков ведущих американских политиков в гримасах недостатка нет. Большой человек (Пол Вулфовиц) зверски слюнявит расческу (целиком засовывая ее в рот), чтобы уложить дурацкую телеприческу, суперпрокурор Эшкрофт (что-то типа нашего Устинова) с лицом нездоровым поет патриотическую песню собственного сочинения, Конди Райс тщательно гримируют, после чего она коротко и явно врет, Джордж Буш бегает глазками и корчит рожи сам себе (особенно поучительно, если показывать в рапиде). В общем, все про то, как приятно видеть сильных мира сего ковыряющимися в носу, -- невеликая мудрость, которую постигли уже все журналисты мира.
Кроме этих милых и недорогого стоящих кадров в кино Мура есть отличные съемки. Есть про то, как волокут обгорелые трупы американских солдат по улицам. Есть про то, как американские солдаты в новогоднюю ночь вламываются в темноте в дом неизвестных иракцев с досмотром. Есть про прыщавых юнцов-добровольцев, которые объясняют, как здорово ровнять с землей город под музыку с любимого диска под названием «Гори, ублюдок». Есть про прыщавых юнцов-добровольцев, которые объясняют, как страшно убивать. Есть про измывательства над анонимными иракцами, задержанными американским патрулем. Есть про простую американскую семью из родного города Мура Флинт (являющегося давнишним источником его режиссерского вдохновения) в штате Мичиган: про семью, которая сначала (когда Мур начинал снимать свое кино) гордилась всем -- Бушем, войной, фактом службы детей в армии, а потом (когда Мур заканчивал фильм) проклинала все на свете, потому что мальчик был нелепо убит в далеком Ираке (в финале миссис Липском по-настоящему навзрыд плачет перед Белым Домом). Есть про мерзавского вида бравых сержантов-вербовщиков, которые в том же депрессивном родном городе Мура соблазняют мальчиков идти в армию. Есть про безобразную псевдопатриотическую солидарность американских СМИ в вопросах освещения войны (воюющая армия неприкосновенна). Есть про цензуру. Есть про паранойю. Есть про 911 в Нью-Йорке. Есть -- чрезмерно много -- про дружбу семьи Бушей с Саудовской Аравией, скрепленную нефтью.
В общем, есть про все. К сожалению, это все сопровождается закадровыми комментариями собственно Майкла Мура. Комментарии эти в двух случаях из десяти смешные, в трех -- вызывают вопросы и сомнения, в остальных пяти -- просто пошлы. Признаться, я не поверила бы тому, кто предсказал бы мне, что Майкл Мур (или кто бы то ни было) может пробудить во мне теплые чувства в отношении Джорджа Буша. Однако ему удалось. Аккурат в сцене, которую Мур явно считает кульминационной, -- когда Бушу, приехавшему в провинциальную школу пообщаться с детками, безликий помощник, приблизившись, шепчет на ухо о самолетной атаке на ВТЦ. Буш, получивший известие, сидит с лицом свежеумершего трупа и тупо смотрит в пространство. Это производит впечатление. Но, по-моему, не то, на которое рассчитывает Мур, саркастически показывающий движение некрупных глаз президента в замедленной съемке и фокусирующий камеру на названии книжки, которую для президента читают детки: «Мой козлик». Мур показывает, часы тикают, Буш недвижим, «Козлик» в его руках подрагивает, часы тикают, взгляд застыл, дети декламируют козлика хором, Буш, замедленный Муром, уже и вовсе недвижим, взгляд затравленный. Мур за кадром вопрошает: «Может быть, в этот момент Джордж думает, что нехило было бы ему проводить побольше времени в офисе?» Смешно, не правда ли?
Главное же, о чем пытается поведать миру Мур, -- а именно незамысловатая теория, согласно которой президент США развязал кровавую бойню в Ираке сугубо из-за громадных нефтедолларов, перетекающих к клану Бушей от саудитов из клана Бен Ладенов, -- тонет в зарослях развесистой клюквы. Стилистика, которую Мур избрал для изобличения алчного семейства Бушей и презентации прочих своих артефактов, настолько низка, что убивает даже вполне очевидные, казалось бы, факты, указывающие на серьезный беспорядок с Бушами. Клюква до такой степени развесиста, что мух (Мура) от котлет (дешевой пропаганды) отделять просто не хочется.
Самое удивительное -- это то, чего не понял, а также чего ни разу не упомянул Мур в своем фильме.
Не упомянул он сущие пустяки: мир вне США, Ближний Восток, Европу, Израиль и прочие геополитические мелочи.
Не понял же главного: того, что он и Буш -- близнецы-братья. Оба движимы фанатичной верой, оба давно ушли в крестовые походы, оба готовы принести истину в жертву убеждениям, оба невнимательны к деталям, не служащим высокой цели, у обоих -- миссия. Просто миссии у них не совпадают: сказывается разница в образовании, опыте, роде занятий и партийной принадлежности...
Что касается последней, то забавно наблюдать реакцию американских зрителей, которые и так уже изрядно интеллектуально напряжены в свете грядущих выборов. С одной стороны, трудно переоценить пропагандистский эффект, который мог бы произвести продукт Мура. С другой -- этот эффект легко переоценить: потому что с какого, собственно, горя пойдут смотреть этот фильм сторонники Буша или даже колеблющиеся (как сказал в либеральном телешоу один из координаторов бушевской кампании: «Если у меня будут время и охота посмотреть что-то с вымышленными персонажами, то я предпочту «Шрека»)? Демократический кандидат в президенты сенатор Джон Керри даже уже набрался мужества обнародовать кандидатуру своего вице-президента, но пока еще не нашел в себе сил отреагировать на кино Майкла Мура: всякий раз, когда его спрашивают, Керри делает вид, что его тут не стояло.
Кино между тем пока что собирает полные залы (что в этой стране весьма необычно). Довольно безошибочный сайт под названием «Гнилые помидоры», систематизирующий все текущие рецензии на все прокатные фильмы, выдал «Фаренгейту» высокий рейтинг в 89%. Это означает, что лишь 11% посмотревших кино критиков забросали бы Мура гнилыми помидорами. Остальные преподносят ему спелые плоды. Правда, в число спелых включены и «помидоры», в которых говорится, что Мур «превращает документалистику в демагогистику», а также предполагающие, что «Мур не занимается более документальным кино, но сугубо Муром».
Есть мнение, что кино Мура может повлиять на исход выборов -- потому что, согласно опросам общественного мнения, около трех процентов пробушевски настроенных избирателей под влиянием гения убеждения Майкла Мура превратились в сильно колеблющихся. Три процента в нынешней американской ситуации -- это много: Буш и Керри пока идут ноздря в ноздрю. Однако даже такое предполагаемое влияние будет по определению маргинальным. Основной эффект фильм окажет на и без того демократически ориентированных средних американцев. Он им, как и всяким средним людям, родной -- два часа ненависти по отношению к ненавистному режиму. Два часа переливающейся через край эклектичной пены, местами невыносимо смешной, местами поразительно талантливой, местами убийственно бездарной, местами чудовищно банальной, местами страшной, -- это им понравится, особенно молодым. Несварение мозга вкупе с невежеством -- мелочи по сравнению с непреходящей ценностью либеральных ценностей. Увы. Или ура.
Последнее, о чем хотелось бы сказать. С благодарностью Майклу Муру. Приятное и обнадеживающее. Судя по тому, что кино получило «Пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, быть хорошим человеком становится-таки профессией. С чем и поздравляю всех хороших людей.
Татьяна МАЛКИНА, ВАШИНГТОН