|
|
N°121, 13 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Нет у меня полутора миллиардов долларов"
Герман Греф не хочет давать денег Валентине Матвиенко
На выходные министр экономического развития и торговли Герман Греф съездил в Петербург и Ленинградскую область. Там он раскритиковал планы как питерских властей, так и своего непосредственного начальника -- премьера Михаила Фрадкова.
Смольному досталось за то, что он просит у казны миллиарды на проекты, которые подготовлены из рук вон плохо. А с премьером Греф вступил в заочный спор по поводу его предложения подумать об увеличении налогового бремени для сырьевого сектора.
«Стратегически я не вижу возможности для серьезного повышения рентных платежей, сегодня нагрузка на отрасль, на мой взгляд, оптимальна и не нужно перегибать палку», -- заявил глава МЭРТ. И добавил, что такой способ пополнения казны исчерпан: «Если же говорить о далекой перспективе, за пределами трех лет, то это только дифференциация (ставки налога на добычу полезных ископаемых. -- Ред.)».
Министр всячески демонстрировал оптимизм даже по поводу самых больных вопросов -- реформы «Газпрома» и электроэнергетики. «Если о них не шла речь на правительстве (в четверг, когда была утверждена программа кабинета министров), то это вовсе не значит, что их не существует в планах», -- обнадежил глава МЭРТ. Он заявил: «Реформы естественных монополий являются основой удвоения ВВП, а если мы этого не сделаем, то никакого удвоения точно не будет». Потому что, пояснил Греф, иного пути снизить издержки «Газпрома» и РАО "ЕЭС" не существует.
Министр полагает, что основная задача правительства -- «уход государства из экономики». Повторив свою любимую характеристику государства как неэффективного собственника, г-н Греф поделился «одним из рецептов удвоения ВВП -- уйти (государству) из всех сегментов, которые хоть как-то могут генерировать прибыль».
Очевидно, руководствующийся именно этим «антигосударственным» принципом глава МЭРТ горько разочаровал губернатора Петербурга Валентину Матвиенко и ее подчиненных. К встрече с г-ном Грефом они подготовили красивые слайды и картинки с будущей скоростной автотрассой, предназначенной для вывоза грузов из питерского порта и уже давно получившей название «Западный скоростной диаметр» (ЗСД). Для того чтобы ЗСД пересек Финский залив на изящном виадуке, необходимо "всего-навсего" 52 млрд руб., причем 34 млрд г-жа Матвиенко обещает "добыть" у частных инвесторов, а 18 млрд просит у федерального бюджета. Однако выяснилось, что Смольному денег не видать. «В ближайшие годы мы в этот проект вкладывать не будем -- не потянем одновременно кольцевую дорогу и ЗСД», -- сказал федеральный министр. И порекомендовал не заниматься «напрасной тратой времени на пустые разговоры, пока нет проекта».
То, что ему подсовывали представители Смольного, Герман Греф считать проектом отказался. «У проекта есть хорошая основа, перспективы», -- сопротивлялась Валентина Матвиенко и так увлеклась, что даже лично встала из-за стола, чтобы указать на сильные стороны схемы ЗСД на одном из плакатов. Но министр Греф был неумолим: «Нет у меня полутора миллиардов долларов, в 2005 году ни копейки не дадим. Приносите структурированный проект, разработанный крупным западным консультантом, -- будем разговаривать, а пока этого нет, не примем к рассмотрению».
Такое же требование -- «готовьте хороший проект» -- прозвучало и по поводу намерений Смольного построить новый пассажирский морской вокзал за 7 млрд рублей.
Нельзя не вспомнить, что такие же претензии в 2001--2003 годах правительственные чиновники адресовали экс-губернатору Владимиру Яковлева. Его ругали за то, что он предлагает плохо проработанные проекты, а также за то, что не может толком освоить даже те деньги, которые выделяет госказна. Но если г-н Яковлев конфликтовал с Кремлем и Белым домом, то странно видеть Валентину Матвиенко и ее подчиненных в роли просителей денег на те проекты, которые на самом деле нужны городу.
На совещании в Смольном по поводу ЗСД и морвокзала Греф был заметно раздражен, а вот посетив строящейся порт Усть-Луга в Ленинградской области, выглядел довольным. И повезло этому проекту больше: министр посулил в 2005 году стройке более 1 млрд руб., что, конечно, мало, но лучше, чем ничего. «Я недоволен темпами строительства, но ими недоволен и генеральный директор Усть-Луги», -- заметил г-н Греф, ласково улыбаясь в сторону стоящего рядом с ним главы «Компании Усть-Луга» Валерия Израйлита. Было понятно, что недовольство министра обращено скорее на федеральных чиновников, чем на местных. Тем более что, как поспешил добавить министр, «впечатление от стройки осталось очень хорошее».
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург