Время новостей
     N°120, 12 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.07.2004
Железнодорожный хоппер-инвест
Brunswick Rail Leasing вкладывает зарубежные деньги в лизинг вагонов
Компания Brunswick Rail Leasing (BRL), созданная для лизинга железнодорожного подвижного состава в России, начинает масштабную деятельность. В минувшую пятницу она совершила свою первую сделку -- в подмосковном Воскресенске, где находится завод «Воскресенские минудобрения», входящий в группу «Фосагро», BRL передала группе 250 вагонов-минераловозов (хопперов). Как сообщил газете «Время новостей» главный управляющий директор BRL Дмитрий Еремеев, контракт с «Фосагро» предусматривает операционный лизинг (долгосрочная аренда) 500 вагонов сроком на пять лет. По окончании этого срока клиент может поступить тремя разными способами: продлить контракт, выкупить вагоны по остаточной стоимости или вернуть их лизингодателю. Г-н Еремеев заявил, что уже в этом году BRL намерена предоставить «Фосагро» и другим российским компаниям около 1,5 тыс. грузовых вагонов, инвестировав в эти проекты 50 млн долл. К 2008 году парк BRL планируется довести до 10 тыс. вагонов различных типов, а инвестиции -- до 500 млн долларов.

Все вложенные до сих пор средства, по словам г-на Еремеева, имеют иностранное происхождение, однако в дальнейшем BRL рассчитывает привлекать капитал и на российском финансовом рынке. BRL создана в марте этого года как 100-процентная «дочка» инвестиционной компании Brunswick Capital, представляющей интересы группы западноевропейских и американских инвесторов. Brunswick Capital владеет инвестиционными фондами Brunswick Asset Management и Brunswick Real Estate, а также 50% акций инвестбанка Brunswick UBS (еще 50% принадлежит швейцарской банковской группе UBS). О намерении начать новое направление лизингового бизнеса в нашей стране -- железнодорожное -- Brunswick Capital объявила ровно год назад, в июле 2003 года.

В результате годового изучения рынка заказ на изготовление стартовой партии подвижного состава BRL отдала Стахановскому вагоностроительному заводу (Украина), контролируемому российской «Группой Альянс». Впрочем, как заявил газете «Время новостей» первый вице-президент ОАО «Группа Альянс» Сергей Чижов, никакого эксклюзивного соглашения между его фирмой и BRL не существует, дальнейшие заказы лизинговая компания, возможно, разместит на любом другом из существующих в России и СНГ профильных предприятий.

Не раскрывая деталей лизингового соглашения, директор «Фосагро» по транспорту Владимир Хорошилов сообщил газете «Время новостей», что оно предусматривает фиксированные регулярные выплаты за пользование вагонами на весь пятилетний срок действия контракта. Сумма этих выплат будет вычтена из стоимости хопперов по истечении срока лизингового соглашения, если «Фосагро» захочет приобрести их в собственность. По словам г-на Хорошилова, говорить о том, будет его фирма выкупать вагоны или нет, пока рано: это решение будет зависеть от будущей конъюнктуры рынка.

Г-н Хорошилов сказал, что на сегодняшнем рынке прямых аналогов предложению BRL нет, однако такое положение дел, по мнению директора «Фосагро», продержится недолго. По его сведениям, некоторые российские финансовые структуры в ближайшее время намерены создать конкуренцию BRL, начав лизинг железнодорожных вагонов по аналогичной схеме, что в перспективе должно повлечь снижение лизинговых ставок.

В отличие от г-на Хорошилова г-н Еремеев в скорое обострение конкуренции не верит. «Я думаю, в ближайшие время мы увидим и российские, и иностранные деньги, инвестированные в этот бизнес. Однако ситуация такова, что в ближайшие три-четыре года я не вижу причин для резкой конкуренции в этой области. Существующий в России парк (это примерно 600 тыс. грузовых вагонов) достаточно изношен. Имеющиеся вагоностроительные мощности способны в лучшем случае компенсировать текущее списание подвижного состава. А если объемы перевозок будут возрастать, то спрос на вагоны будет обгонять предложение», -- заявил газете «Время новостей» главный управляющий директор BRL.

Михаил КУКУШКИН