|
|
N°120, 12 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний полет «Бэкфайера»
У летчиков ракетоносца Ту-22М3 не было шансов катапультироваться
Вчера было продолжено расследование катастрофы дальнего бомбардировщика (иногда его называют ракетоносцем) Ту-22М3, разбившегося в ночь на пятницу неподалеку от населенного пункта Сольцы Новгородской области. При заходе на посадку в семи километрах от взлетно-посадочной полосы самолет стал вдруг резко крениться влево, на большой скорости с креном примерно 90 градусов упал на автодорогу и взорвался. Экипаж -- командир майор Олег Тяпкин, правый летчик капитан Илья Ласков, штурман майор Николай Толстов и штурман-оператор капитан Александр Иванов -- погиб. Бомбардировщик выполнял тренировочный полет, вооружений на его борту не было.
Последовавшие за катастрофой многочисленные комментарии изобилуют многочисленными же ошибками. Как объяснили обозревателю газеты «Время новостей» эксперты, не правы те, кто утверждает, что экипаж имел возможность катапультироваться, однако не сделал этого. Или что летчики получили приказ покинуть машину, но не выполнили его. На деле у экипажа просто не оставалось времени катапультироваться -- ни одна из систем спасения не была приведена даже в подготовительное состояние. Командир сам мог катапультировать весь экипаж, но также не успел этого сделать. Непрофессиональны и утверждения по поводу того, что на этом типе самолета катапультирование возможно лишь вниз, что осложняет спасение экипажа. В действительности кресла пилотов выстреливались вниз лишь на первой модификации машины, на разбившемся же бомбардировщике можно катапультироваться даже с земли.
Источник газеты «Время новостей» в службе безопасности полетов вооруженных сил сообщил, что со времени принятия Ту-22М3 на вооружение произошло более десяти катастроф и аварий самолетов этого типа. Вот наиболее известные. Примерно 20 лет назад машина с загоревшимися двигателями упала на проходную завода в Тверской области, погибли десять человек. Экипаж катапультировался и остался жив. В 1983 году аналогичный самолет Рязанского центра переучивания с отказавшими двигателями сел «на брюхо», срубая плоскостями деревья, которые его и завалили. Летчики экипажа, оставшиеся в живых, потом горько шутили: таким образом замаскировали сверхсекретный на ту пору самолет. В 1985 году на аэродроме неподалеку от Николаева упал Ту-22М3, у которого отломилась часть крыла. Три члена экипажа погибли, один остался жив. В Сольцах же лет семь назад уже была авария: самолет при посадке, чрезмерно снизившись, черканул колесами по крыше железнодорожного вагона-рефрижератора и повредил его. Коммерсанты даже выставляли летчикам счет за испорченное мясо, однако компенсации не получили.
Что касается разбившегося на днях самолета, то его бортовые самописцы, а также основные узлы и агрегаты сейчас изучаются в 13-м НИИ в подмосковных Люберцах. К расследованию катастрофы привлечены представители фирмы-разработчика «Туполев». Версий у комиссии более чем достаточно, однако по мере детального изучения происшедшего их число с изначальных 25 упало до 10. Кстати, при расследовании прошлогодней трагедии стратегического бомбардировщика Ту-160 в Энгельсе не подтвердилась ни одна из выдвинутых первоначально версий.
И все же наиболее вероятной причиной катастрофы эксперты Федерального управления авиационно-космического поиска и спасения в очередной раз признали ошибки экипажа в пилотировании. Ошибки, в свою очередь, могли быть вызваны не слишком хорошими пилотажными качествами бомбардировщика, отмечают специалисты. Имеется в виду, в частности, плохой обзор из кабины, большая посадочная скорость (до 320 км/час). Другой причиной ставших в вооруженных силах регулярными авиакатастроф специалисты называют старение техники и так называемый человеческий фактор. Другими словами, виновниками летных происшествий в 90% случаев «назначаются» сами летчики, имеющие до неприличия малый налет и в связи с этим недостаточные навыки не только пилотирования, но и действий в особых случаях. По мнению члена комитета Госдумы по обороне, авиационного генерала Николая Безбородова, ситуация в ВВС критическая, и «надо в корне менять финансовую политику по вопросам закупки, ремонта и модернизации вооружения».
Первый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 принят на вооружение советских ВВС в 1962 году. После усовершенствования в 1974 году получил нынешнее наименование. Имеет крыло с изменяющейся стреловидностью от 20 до 60 градусов. Максимальный взлетный вес -- 124 тонны, максимальная скорость полета -- 2000 км/час, боевой радиус действия -- 2200 км. Максимальный вес нагрузки -- 24 тонны (управляемые ракеты Х-22МА, Х-15, или 69 бомб по 250 кг, или 8 -- по 1,5 т). По натовской классификации -- «Бэкфайер» («огонь сзади»), за возможность защиты своей задней полусферы. В СССР было пять дивизий Ту-22М3 общей численностью до 400 машин, в 1992 году их число сократилось до 235, сейчас -- менее сотни. Ту-22М3, который может нести и авиабомбы с ядерной начинкой, наряду с субмаринами проекта 949А -- сегодня фактически единственные средства, способные эффективно противостоять ударным авианосным соединениям.
Николай ПОРОСКОВ