|
|
N°120, 12 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парад-valet
Наука, бизнес и музей нашли друг друга на новой петербургской выставке
От темы «русский сезаннизм» (искусство художников -- последователей живописной системы Поля Сезанна, в которой, по словам исследователя Глеба Поспелова, «мазок за мазком -- движение живописи выявляет единство плоти природы, саму энергию ее становления») все уже слегка устали. Не так давно в Эрмитаже и в ГМИИ проходила выставка «Сезанн и русский авангард». Творчеству основоположников движения (Кончаловскому, Машкову, Куприну), их друзьям-соперникам Гончаровой и Ларионову посвящены десятки книг и альбомов. Ненадолго (1910-й -- начало 1920-х годов) сплотившее русских сезаннистов объединение «Бубновый валет» два года назад удостоилось симпатичной выставки в несуществующем ныне Московском центре искусств на Неглинке. Чтобы карта «валет» сезаннистской масти не стала битой, необходимо играть по-крупному. Подготовить проект, соответствующий следующим требованиям. Масштаб -- глобальный. Исполнение -- тщательное. Финансирование -- щедрое. Двигателем проекта оказались интересы нового российского бизнеса. Меценаты фонда культуры «Екатерина» предприниматели Владимир и Екатерина Семенихины продюссировали выставку, которая претендует на совершенную модель взаимодействия коллекционера и музея. Для музея удачная выставка -- та, которая отражает во всех деталях и подробностях историю художественного явления. Та, в которой задействованы по максимуму лучшие специалисты, архивы, нет проблем с получением вещей из собраний других государственных и частных институций. Наконец, та, что имеет хороший дизайн, хороший каталог, следствие -- хорошую прессу. Для щедрого коллекционера сам факт сделать такую выставку в лучшем музее, привлечь в нее работы из своего собрания означает поднять авторитет собственной коллекции на недосягаемую высоту. Следствие -- новый, дворянский имидж на рынке и новые цены на участвовавшие в такой выставке работы.
Благодаря ведущим российским экспертам в области музейного и антикварного дела (прежде всего Зельфире Трегуловой) у предпринимателей и коллекционеров Семенихиных с лучшими музеями страны альянс сложился блестящий. Имеющие высокий научный статус, хороший дизайн и каталог выставки художников объединения «Бубновый валет» гастролируют по трем престижным залам. Первая выставка была открыта в княжестве Монако под патронатом принца Альберта. В минувший уикенд вторая развернулась в корпусе Бенуа Русского музея. В ноябре третья будет в Третьяковской галерее. По сравнению с монакским, презентационным, вариант Русского музея -- значительно дополненный (прежде всего прекрасными работами из богатейшего собрания ГРМ). В проекте участвует более 15 российских музеев и около десяти работ из коллекции самих меценатов. Парад «валетов» вышел самым представительным в истории.
По словам Владимира Семенихина, общая стоимость проекта на трех площадках -- около 1 млн долл. При том что неведомые полотна Лентулова, Фалька, Ларионова, Кончаловского, Розановой поступали из самых разных (от Казани до Рязани) музеев России, государственному бюджету урон нанесен нулевой. А когда деньги (да такие деньги!) из личного кошта -- перфекционизм затеи подразумевается сам собой. Потому и вещи отборные. Потому и вечной расхлябанности экспозиций Русского музея нет: структура жесткая, красно-белый дизайнерский модуль (художники Алена Кирцова и Юрий Аввакумов) найден точно, ни одна вещь не обижена: со светом, ритмом, логикой развески все в полном порядке. Потому и фундаментальный каталог и суета випов на вернисаже. Потому и надежда на то, что альянс прагматики с романтикой, науки с рынком, музея с капиталом будет долгим.
ФОТО: Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910. Фрагмент. Государственный Русский музей
Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург