|
|
N°120, 12 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пули для главного редактора
Убит глава русского издания журнала "Форбс"
В пятницу поздно вечером в Москве был убит главный редактор русскоязычной версии журнала «Форбс» Пол Хлебников. Киллеры расстреляли журналиста прямо у входа в здание, где располагается редакция. Пока о версиях преступления коллеги Хлебникова и представители правоохранительных органов говорят очень осторожно. Первые лишь полагают, что убийство вряд ли связано со статьями журналиста непосредственно в русской версии издания. Вторые расплывчато говорят о возможной связи убийства с «профессиональной деятельностью» погибшего.
Каковы бы ни оказались настоящие мотивы преступления, оно, безусловно, еще долго будет обсуждаться в России и в других странах. Со времен расстрела в 1995 году Владислава Листьева журналистов такого уровня, каким был Пол Хлебников, в России не убивали. Он много лет работал в самом влиятельном мировом финансовом издание «Форбс», являлся главным специалистом по России и странам СНГ и даже выпустил две разоблачительные книги -- о Борисе Березовском и чеченском полевом командире Хож-Ахмеде Нухаеве. В России с конца 2003 года Пол Хлебников отвечал за выпуск русского «Форбса», который выходит под патронатом семьи Форбс и финансируется немецкой издательской группой «Аксель Шпрингер». К тому же журналист являлся гражданином США. Расследование преступления под свой контроль сразу взял генпрокурор Владимир Устинов, оно уже обсуждалось на пленарном заседании Госдумы. Государственный департамент США уже объявил, что сегодня собирается выступить в связи с убийством со специальным заявлением. На этом высказывания по поводу расстрела Хлебникова как с американской стороны, так и со стороны представителей российских властей явно не закончатся. Очевидно, что пока это преступление не будет раскрыто (если это вообще случится), самые разные политические силы -- как в России, так и за ее пределами -- будут использовать его в своих целях.
Пол Хлебников, несмотря на то, что был человеком обеспеченным, предпочитал ездить не на собственной машине, а либо пользовался услугами водителей-частников, либо вообще ездил на метро. Вот и вечером в пятницу -- около 21.50, выйдя из здания на улице Докукина, где располагаются редакции «Форбс» и Ньюсвик», он отправился в сторону станции метро «Ботанический сад». Когда журналист прошел примерно сто метров, сзади его догнала машина ВАЗ-2115 с тонированными стеклами, откуда раздались выстрелы. По одним данным, огонь велся из приоткрытой двери со стороны водителя, по другим -- через открытое окно. Стрельба продолжалась не больше 20 секунд, после чего автомобиль с преступниками развернулся и уехал в сторону проспекта Мира. Пол Хлебников получил тяжелые ранения в ногу, грудь и живот, однако сумел подняться и пройти несколько десятков метров в сторону редакции. Потом силы оставили журналиста. Свидетелем преступления стал припозднившийся прохожий, некий Игорь. Именно он вызвал милицию и по просьбе Хлебникова сообщил о случившемся охране здания редакции. Через несколько минут к раненому журналисту прибежали руководители «Ньюсвика» Александр Гордеев и Дмитрий Кузнец -- как раз в пятницу вечером они отправляли в печать очередной номер журнала. Хлебников сказал им, что даже представить не может, из-за чего на него могли покушаться, и описал стрелявшего. По словам журналиста, это мужчина среднего роста, с темными волосами, лет 35. Дальше официальные данные разнятся с тем, что рассказывают коллеги Хлебникова. Согласно заявлениям властей, «скорая» сразу приехала на место ЧП, журналиста своевременно доставили в 20-ю горбольницу, однако спасти раненного врачи не смогли. Журналисты «Ньюсвика», в свою очередь, рассказывают, что «скорую» ждали более получаса, а когда в больнице Хлебникова поднимали в операционную, лифт застрял почти на десять минут.
Прибывшие на место ЧП милиционеры обнаружили россыпь гильз калибра 9 мм от пистолета Макарова, которые, впрочем, подходят и к целому ряду пистолетов-пулеметов. Поэтому из какого вида оружия велась стрельба и сколько стволов использовали нападавшие, пока неясно. Также на улице помимо двух мобильных телефонов Хлебникова якобы валялись водительские права, выданные некоему Федину. Однако имел ли он какое-то отношение к убийству, еще предстоит выяснить. В субботу милиционеры в одном из дворов проспекта Мира нашли брошенный ВАЗ-2115, который, как предполагается, использовали преступники. Как оказалось, на этой машине стояли номера, снятые с другого автомобиля.
Вчера сотрудники правоохранительных органов провели обыск в служебном кабинете Пола Хлебникова и допросили нескольких руководителей «Форбса» и «Ньюсвика». Впрочем, пока коллеги Хлебникова теряются в догадках о возможных причинах убийства.
«Хлебников с февраля не занимался никакими журналистскими расследованиями, не копался ни в чем чувствительном, -- заявил издатель русских версий «Форбс» и «Ньюсвик» Леонид Бершидский. -- Возможно, это были превентивные меры. Может, кому-то из «жестких» людей не понравился сам проект «Форбс». Не смогли высказать даже приблизительные версии преступления шеф-редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский и его заместитель Кирилл Вешнепольский. Единственное, в чем уверены коллеги Хлебникова, что русский «Форбс» и дальше будет выходить. «Мы продолжим работу. Конечно, без Пола все немножко изменится, ведь нет человека, который задавал тон», -- заявила гендиректор издательства «Аксель Шпрингер Россия» Ирина Силаева. Главным редактором издания, по словам г-на Бершидского, скорей всего станет Максим Кашулинский.
Милиционеры и сотрудники прокуратуры пока ограничиваются дежурными высказываниями о том, что рассматриваются все версии преступления, в том числе и его возможная связь с «профессиональной деятельностью» журналиста. Впрочем, очевидно, что поле работы для следователей большое. Тут могут быть и личные мотивы, и какие-то финансовые проекты Хлебникова, не связанные с «Форбсом» (впрочем, его знакомые утверждают, что таких проектов у журналиста не было) и даже конфликт на бытовой почве. Например, банальная уличная ссора, переросшая в серьезные «разборки». Если говорить непосредственно о журналисткой деятельности Пола Хлебникова, как в России, так и США, то она дала повод многим по крайне мере затаить обиду на журналиста.
Пол Хлебников родился в США в 1963 году в семье эмигрантов из России. В 1984 году он закончил университет в Беркли, а затем и Лондонскую школу экономики. С 1989 года Хлебников стал работать в финансовом журнале «Форбс», который занимает в США второе место по числу подписчиков. В первую очередь журналист специализировался на темах, посвященных странам СНГ. В России Хлебников стал известен в конце 1996 году, когда опубликовал в «Форбс» статью «Крестный отец Кремля», в которой подробно рассказывал о теневых делах Бориса Березовского и утверждал, что олигарх фактически управляет российской властью. Березовский подал на «Форбс» в суд и после многолетних тяжб стороны пошли на мировую. Журнал поставил на своем сайте опровержение, а Березовский отозвал иск. Пока шли судебные разбирательства, Пол Хлебников продолжал собирать материалы на Березовского, благодаря чему завел много связей, как непосредственно в России, так и за ее пределами. В частности в Баку он в общей сложности больше 15 часов беседовал с Хож-Ахмедом Нухаевым, который якобы помогал Березовскому решать некоторые проблемы с представителями криминального мира. Сам Нухаев называет себе международным представителем чеченской диаспоры, диссидентом, представителем законной чеченской власти и т.д. В этом статусе он даже встречался с Маргарет Тетчер, Збигневом Бжезинском, Джеймсом Бейкером и Джемсом Вульфенсоном. Однако, по данным российских спецслужб, Нухаев был лидером одной из мелких преступных группировок, орудовавшей в Москве в конце 80-х годов, а потом нашел себе применение у Джохара Дудаева, став начальником службы разведки Чечни. Он участвовал в первой чеченской войне, был ранен и перебрался за рубеж.
Во время своего расследования о деятельности Бориса Березовского Пол Хлебников близко сдружился с соратником Александра Коржакова, бывшим сотрудником Службы безопасности президента Валерием Стрелецким. Именно издательство Стрелецкого «Детектив-пресс» издало уже целую книгу Хлебникова о Березовском «Крестный отец Кремля». А потом Стрелецкий дал задание журналисту еще подготовить и книгу о Нухаеве. Вот как об этом в одном из интервью рассказывал сам Стрелецкий: «Интервью у Нухаева Пол брал давно, набирая материал по Березовскому. Когда вышел "Крестный отец Кремля", Пол сказал мне, что у него есть 15 часов бесед с Нухаевым. "Прекрасная мысль, - сказал я ему. - Сядь и обработай". Когда обработал - тогда и издали». В результате в книгу вошли все высказывания Нухаева, где он представлял себя чуть ли не главным «авторитетом» в Москве, способным одним словом поставить на место самых влиятельных мафиози. Также чеченец подробно описывал свои отношения с властью, его видение, в каких случаях можно и нужно убить человека, высказывал радикальные исламские взгляды и т.д. Все это сопровождалось острыми комментариями самого Хлебникова и анонимного сотрудника РУБОП Москвы. Как рассказывал Стрелецкий, перед выходом он показывал книгу в ФСБ и МВД. А вот сам Нухаев до момента появления книги на прилавках даже и не подозревал о ее подготовке - Хлебников позже признался, что не согласовал с чеченцем текст масштабного интервью. Понятно Нухаеву такое вольное обращение с его монологом могло не понравится.
«Коржаков, Стрелецкий и некоторые чины из ФСБ, постоянно снабжали Хлебникова информацией, - заявил нам бывший сотрудник ФСБ, получивший политическое убежище в Лондоне Александр Литвиненко. -Причем, передавали информацию дозированно - только то, что нужно им. А Хлебников на основании этого писал статьи. Причем использовали его в темную. Самого Хлебникова я считаю порядочным, но слишком доверчивым человеком. Сдружиться с российскими спецслужбами легко, а выйти из такого круга почти невозможно. Хлебников попал в этот круг и, как мне кажется, в последнее время он стал понимать, что его используют, захотел выбраться оттуда. Что касается истории с Нухаевым, то я не думаю, что он мог «заказать» Хлебникова. Если бы Нухаев убивал всех, кто о нем плохо пишет, то полегло бы уже несколько десятков журналистов». «К сожалению Хлебников с фактами обращался очень произвольно, и многие из них сочинял, ну и по-видимому, кому-то это сильно не понравилось", - считает Борис Березовский. - Он брал у меня интервью в 1996 году в Москве. После этого мы с ним не встречались".
В 2003 году Пол Хлебников провел несколько журналистских расследований о ситуации в странах СНГ. В частности, он опубликовал статью о сомнительной деятельности родственников президента Узбекистана Ислама Каримова. А потом журналист полностью сосредоточился на работе по созданию русского «Форбс». Выход этого журнала в России был задуман еще в начале прошлого года, но сразу возникли проблемы. Финансировать журнал согласилось немецкое издательство «Аксель Шпрингер», однако оно не имело прав на марку «Форбс». А с семьей Форбсов долго не удавалось найти общий язык. В результате они решили, что на первых порах отвечать за российский вариант журнала и его соответствие мировым стандартам должен Пол Хлебников. Почти год журналист занимался этим проектом, а сам почти не проводил никаких расследований. Пилотный номер журнала вышел в марте, а уже в мае русский «Форбс» опубликовал список 100 самых богатых людей России. Многие фигуранты этого списка остались им недовольны: одни обвиняли журнал в завышение своего состояния, другие, наоборот, в занижении. Впрочем, до открытых конфликтов и угроз дело не дошло. Последнее время Хлебников считал, что русский «Форбс» уже встал на ноги и собирался осенью возвращаться в США.
Герман АЛЕКСАНДРОВ