|
|
N°120, 12 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фактор страха
Промышленность воспринимает налоги не так, как думает правительство
Благоприятный эффект от запланированного снижения налогов правительство склонно преувеличивать. По мнению экспертов Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), разработчики налоговой реформы могут прогадать в своих расчетах, если будут прогнозировать результаты снижения налогов лишь на макроуровне. В отдельных отраслях, в частности в промышленности, сокращение налогов приводит в движение неожиданные механизмы. Оказалось, что, высвободив средства после сокращения НДС и налога на прибыль, предприятия стремятся расплатиться по долгам с государством, а не вкладывать деньги в расширение производства, персонал и инвестиции, говорят аналитики.
Ежегодные споры о том, какой налог снижать, на сколько процентов и для каких категорий плательщиков, сопровождаются обычно расчетами Минфина и Минэкономики. В этих министерствах пытаются оценить, много ли бюджет потеряет или приобретет на таком снижении. Все цифры при этом ориентированы лишь на стандартные шаблоны. Принято считать, что снижение единого социального налога (ЕСН) выведет из тени зарплаты, а сокращение НДС -- рост производства и инвестиций. Однако, по словам начальника управления анализа и разработок Института комплексных стратегических исследований Юрия Симачева, это не совсем так. Сегодня предприятия сильно мотивированы на погашение задолженности, говорит экономист, и наиболее эффективным вложением средств они считают именно решение долговых проблем. Причем такое поведение свойственно не только средним, но и достаточно крупным предприятиям. А значит, эффект от снижения НДС и ЕСН может быть съеден «фактором должника», что не учитывают минфиновские расчеты эффективности реформ, говорит г-н Симачев.
Если наличие «фактора должника» подтвердится и в иных отраслях, кроме промышленности, то, как говорят аналитики, нужно будет пересматривать всю идеологию налоговых реформ, так как перераспределительный эффект подобных преобразований может оказаться совсем неожиданным. Улучшится, конечно, администрирование и собираемость налогов, но зарплаты как были в тени, так там и останутся.
Как говорят опросы руководителей предприятий промышленности, проведенные ИКСИ, запланированное снижение этого налога может оказаться наиболее выгодным, как это ни парадоксально, для наименее успешных предприятий. Дело в том, что для предприятий промышленности, как выяснили эксперты ИКСИ, существует четкая зависимость между уровнем загрузки мощностей, финансовым состоянием и политикой в отношении персонала. Если на заводе не загружены мощности, но сотрудников не увольняют, то растет и уровень соцналога в общей налоговой нагрузке предприятия. Снижение ЕСН таким заводам, безусловно, поможет.
Успешные же в финансовом отношении предприятия, согласно опросу, в среднем по отрасли «позитивно» отнеслись к затеянной реформе ЕСН, но реального облегчения налогового бремени от нее ждут лишь сырьевики и обрабатывающая промышленность. Все остальные по-прежнему уверены, что регрессивную шкалу ЕСН можно будет применять только лишь в отношении зарплат топ-менеджеров.
Инвестиции в качество персонала руководители промышленности, как показал опрос, пока не рассматривают в качестве удачного вложения денег. Максимум, что намерены сделать для рядовых сотрудников директора предприятий после понижения социального налога, -- расплатиться с долгами по зарплате, если таковые имеются.
К планируемому сокращению НДС еще на 2 процентных пункта, с 18 до 16%, предприятия относятся без особой эйфории, уверяя, что реформировать надо прежде всего систему возврата налога и, в меньшей мере, ставки. В любом случае, необлагаемые 2% все намерены направить именно на погашение долгов и увеличение выпуска традиционной продукции -- без каких-либо планов наращивания инвестиций в новое производство.
Ирина СКЛЯРОВА