|
|
N°119, 09 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заключительный акт
Страны СНГ приговорили ОБСЕ
Подобного единения постсоветских государств не наблюдалось давно, если не сказать -- никогда. Вчера страны -- участники СНГ подвергли резкой критике деятельность крупнейшего общеевропейского объединения -- Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В совместном заявлении, распространенном в постоянном совете ОБСЕ в Вене, говорится о том, что организация неэффективна и «не сумела адаптироваться к требованиям меняющегося мира». Особо негативной оценки удостаивается «полевая деятельность» ОБСЕ, которая ограничивается «мониторингом ситуации в области прав человека и демократических институтов». При этом руководители миссий допускают «неоправданную критику» в адрес внутренней политики правительств стран пребывания.
Инициатором и вдохновителем беспрецедентного документа является Россия. На прошлой неделе представители всех стран-подписантов пришли к выводу, что, как отметил постоянный представитель России при ОБСЕ Алексей Бородавкин, деятельность этой организации не отвечает «интересам и насущным потребностям многочисленной и пользующейся значительным политическим весом группы стран, входящих в СНГ». Понятно, почему постсоветские страны поддержали российскую идею: каждая из них подвергалась критике за недостаточно демократические выборы или за ущемление свободы прессы. (Новое руководство не подписавшей заявление Грузии нарушить каноны ОБСЕ просто еще не успело.)
В середине прошлого десятилетия российская дипломатия приложила немало усилий для того, чтобы повысить престиж ОБСЕ и превратить ее в противовес расширяющемуся НАТО. Из этого ничего не вышло, и отношение Москвы стало меняться, тем более что деятельность организации действительно свелась к третьей, гуманитарной, корзине. Все прочие функции -- военно-политическая, экономическая -- ушли к более четко структурированным объединениям, таким, как НАТО и Европейский Союз. В гуманитарной сфере ОБСЕ хоть и пересекалась с Советом Европы, но имела собственную полянку. В отличие от Совета Европы там состоят все постсоветские страны, включая такие далекие от демократии режимы, как белорусский или центральноазиатские.
Москва может гордиться тем, что сколотила столь мощный фронт, ведь совсем недавно, в конце 2003 года, российская делегация оказалась в полной изоляции на министерской встрече ОБСЕ в Гааге. Тогда никто не поддержал односторонние попытки Москвы урегулировать приднестровский конфликт.
Но этот успех знаменует не столько рост влияния России, сколько объективное падение значимости ОБСЕ. Площадка, на которой враждебные блоки искали бы общий язык (30 лет назад общеевропейское совещание созывали именно для этого), больше не нужна. Постсоветские республики либо уже нацелились в главные западные «клубы» -- НАТО и ЕС, либо вовсе не желают играть по западным правилам. Сами развитые страны заняты тем, что адаптируют к меняющемуся миру как раз ЕС и НАТО.
Заявление критикует ОБСЕ за то, что «зачастую не соблюдаются такие фундаментальные хельсинкские принципы, как невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета государств». В начале XXI века и эти упреки, и сами принципы выглядят анахронизмом. Странно апеллировать к Заключительному акту 1975 года после крушения половины европейских границ (которые, кстати, провозглашались в этом акте нерушимыми), после Косово и Ирака, в условиях совершенно новой мировой реальности. Той реальности, в которой для ОБСЕ просто не остается подходящей ниши.
Критикуя неадекватность организации, стоит только помнить об одном: на постсоветском пространстве не станет больше демократии и справедливости, после того как прекратятся надоевшие всем поучения со стороны ОБСЕ.
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», -- для газеты «Время новостей»