|
|
N°119, 09 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Идеальная пара
«Газпром» пустил E.ON-Ruhrgas в газодобычу в России
Под чутким присмотром глав России и Германии Владимира Путина и Герхарда Шредера две крупнейшие энергетические компании стран «Газпром» и E.ON-Ruhrgas подписали «Меморандум о взаимопонимании». На деле главы двух концернов Алексей Миллер и Вульф Бернотат проделали эпохальный шаг в развитии двустороннего сотрудничества, которое длится уже более 30 лет. «Газпром» впервые согласился допустить крупную иностранную компанию к разработке серьезных запасов газа в России, а в обмен получит доступ к рынку конечного потребления в Германии, одному из крупнейших в Европе. Кроме того, стороны договорились о совместной деятельности в электроэнергетике, тем самым, с одной стороны, открывая дорогу притоку иностранных инвестиций в российскую систему, а с другой, превращая «Газпром» в энергетического гиганта полного цикла европейского масштаба. Правда, теперь компаниям предстоит еще договориться по целому вороху финансовых и технических аспектов, чтобы выйти на конкретные сделки. Да и не факт, что все пункты меморандума будут реализованы.
«К традиционным сферам взаимодействия в области поставок газа добавляются совместные проекты в добыче, транспорте и маркетинге газа, а также электроэнергетике, -- заявил Алексей Миллер. -- Таким образом, «Газпром» последовательно укрепляет свои позиции в качестве глобальной энергетической компании». «Договоренность с «Газпромом», -- вторит ему доктор Вульф Бернотат, -- является стратегически важным шагом. Она способствует углублению нашего хорошо зарекомендовавшего себя и основанного на доверии сотрудничества. В то же время она открывает для E.ON привлекательные возможности для выхода на российский рынок и впервые -- прямой доступ к добыче газа в России. Мы -- идеальная пара. Если бы у меня был в руках бокал с шампанским, я бы произнес тост за наше сотрудничество».
Во многом успешному процессу переговоров способствовали политические договоренности между Владимиром Путиным и Герхардом Шредером. «Правительства обеих стран будут тесно сотрудничать в вопросах, касающихся этих проектов, и регулярно обмениваться информацией о ходе их реализации с целью насколько возможно минимизировать некоммерческие риски, а также содействовать устранению препятствий на европейском уровне на пути успешной реализации этих проектов», -- отмечается в совместном заявлении лидеров двух стран.
Меморандум, подписанный «Газпромом» и E.ON, предусматривает реализацию «совместных проектов в области добычи газа в России, транспорта газа в Европу, выработки электроэнергии в России, развитии инфраструктуры по распределению и сбыту природного газа и электроэнергии в Европе». «При этом «Газпром» и E.ON намереваются задействовать в ходе сотрудничества подходящее для этих целей финансовое участие в других предприятиях и иные активы и тем самым использовать свои преимущества на энергетическом и газовом рынках», -- говорится в пресс-релизе.
Как рассказал газете «Время новостей» источник, близкий к сделке, речь идет о совместной реализации проекта «полного цикла» по добыче газа на Южно-Русском газоконденсатном месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе, строительству Северо-Европейского газопровода для его экспорта в Европу, продаже газа конечным потребителям (прежде всего, электростанциям), а также возможная реализация электроэнергии, выработанной из этого газа. По его словам, сейчас достигнуты лишь базовые договоренности, а конкретные механизмы участия, финансирования и распределения прибыли будут определены в рамках рабочих групп по каждому проекту в отдельности. Контуры совместной деятельности таковы: компании создают на паритетных началах совместные предприятия по добыче газа, строительству СЕГ, транспортировке и реализации газа. При этом в рамках строительства и эксплуатации газопровода по дну Балтийского моря могут быть привлечены другие заинтересованные инвесторы.
Принципы денежных инвестиций и организационные вопросы являются предметом переговоров на ближайшие месяцы. Когда г-на Миллера спросили, в какую сумму оцениваются проекты, по которым достигнуты договоренности, глава «Газпрома» кратко ответил: «Очень много». По оценке экспертов, общая сумма затрат может достигнуть 10 млрд долларов капитальных вложений. Предварительная стоимость СЕГ, по расчетам «Газпрома», составляет 5,7 млрд долл. (без ТЭО, которое пока только готовится). В конечном итоге в силу технической сложности задачи (1200 км трубы под водой) она может составить 7--8 млрд долл. Кроме того, не менее 1--2 млрд долл. понадобится на освоение Южно-Русского месторождения. На конец 2002 года его доказанные аудированные по международным стандартам запасы составляли 580 млрд кубометров, однако, по словам топ-менеджеров «Газпрома», уже сейчас можно говорить о примерно 1 трлн кубометров запасов газа.
К подписанию меморандума стороны шли несколько лет. Дважды (летом и осенью прошлого года) оно срывалось в последний момент. Правда, тогда речь шла только о строительстве Северо-Европейском газопровода, что, похоже, не слишком устраивало ни германскую компанию, ни российскую: немцы хотели получить доступ к добыче газа в России, а «Газпром» -- сбыт конечным потребителям в Европе.
«Мы получаем газ из Норвегии, Голландии, Дании и из германских источников, -- говорил г-н Бернотат в недавнем интервью газете «Время новостей». -- Безусловно, большая часть поставок приходится на Россию. Более того, эта доля будет расти. Но мы заинтересованы в получении газа собственной добычи и исходим из того, что его доля в общем объеме поставок могла бы составлять 15--20%. Мы хотели бы заниматься в России тем же, чем мы занимаемся в Великобритании и Норвегии, -- участвовать в добыче газа. Мы не ведем речь о том, что физически объемы, которые мы сами будем добывать, будут поставляться по трубопроводной системе на рынки Германии и Западной Европы. Речь идет о возможности сбыта соответствующих объемов внутри России и о замещении этих объемов. Во всяком случае, об обеспечении возможности сбыта этих объемов на разумных коммерческих условиях».
Теперь можно практически однозначно заявить, что в качестве приоритетного направления расширения инфраструктуры по экспорту российского газа избран Северо-Запад. И строительство новых мощностей в рамках газотранспортного консорциума по территории Украины либо вовсе снимается с повестки, либо откладывается на период после 2015 года. Также как и строительство второй нитки газопровода «Ямал-Европа» через Белоруссию и Польшу.
Алексей ГРИВАЧ