|
|
N°119, 09 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А есть ли кризис?
Чиновники и финансисты разошлись в оценках ситуации на банковском рынке
Российские чиновники вчера решили подвести первые итоги кризиса доверия в российских банках. Несмотря на то что в начале недели перестал работать один из крупнейших банков -- Гута-банк, а еще один -- Альфа-банк -- потерял десятую часть вкладов из-за паники среди вкладчиков, премьер сказал на заседании правительства: «Хорошо, что сейчас ситуация складывается в целом достаточно благополучно. Те вопросы, которые возникли, ЦБ преодолевает». Зато вечером советник президента Андрей Илларионов, по сути, подверг жесткой критике такую позицию. "Очевидно, что налицо банковский кризис. Ситуация, когда выражение "банковский кризис" стало запретным, абсурдна и нелепа. Июльский банковский кризис 2004 года, как и любой другой экономический кризис, -- результат соответствующих действий властей", -- уверен он.
Финансисты также расходятся в оценке ситуации. Представитель Центрального банка в разговоре с газетой «Время новостей» назвал мнение премьер-министра справедливым: «Мы считаем напряженность на рынке практически исчерпанной». Однако рейтинговая компания Moody's -- единственное мировое агентство, присвоившее инвестиционный рейтинг России, -- поставило на пересмотр с перспективой понижения рейтинги 18 наших банков. Решение Moody's затронуло все частные российские банки, которые пользовались его услугами (см. справку). Рейтинги государственных кредитных организаций -- Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, а также Газпромбанка (также де-факто подконтрольного государству) -- остались неприкосновенными. Это отчасти подтверждает тот факт, что они от кризиса доверия не проиграют, а скорее даже выиграют.
Сами банкиры уверены: самое страшное уже позади, а Moody's проявляет чрезмерную осторожность. Первый вице-президент МДМ-банка Илья Разбаш считает, что решение агентства отражает субъективное видение Moody's ситуации в российском банковском секторе, а не финансовое положение конкретных кредитных организаций. Он добавляет, что в МДМ-банке «нет никаких трудностей с ликвидностью, в стороннем финансировании банк не нуждается». Такого же мнения придерживается руководство Альфа-банка, которое тем не менее вчера решило установить комиссию в размере 10% при досрочном закрытии вкладов (в случае если клиент забирает наличные в отделениях банка).
Правда, это решение Moody's формально означает лишь то, что агентство только будет запрашивать у банков информацию об их состоянии -- сами рейтинги могут быть и не снижены. Однако в пресс-релизе Moody's отмечает, что «при пересмотре рейтингов будут изучаться способность и желание центральных российских властей и других участников банковского рынка обеспечить немедленную поддержку ликвидности платежеспособным банкам в случае возникновения такой необходимости». То есть международные аналитики, в отличие от премьера, пока не уверены, что ЦБ «преодолевает возникшие вопросы» и способен дать всем банкам необходимые средства для улаживания их временных проблем.
Между тем традиционный конкурент Moody's -- агентство Standard & Poor's -- не согласилось с выводами коллег и заявило, что «неустойчивость на российском банковском рынке не оказала немедленного воздействия на рейтинги банков». По мнению S&P (которое всегда оценивало банки России значительно жестче Moody's), «несмотря на то что положение на банковском рынке очень рискованное в краткосрочной перспективе», российский финансовый сектор вряд ли стоит на пороге кризиса, подобного случившемуся в 1998 году. Более того, S&P отмечает, что «меры по снижению резервных требований, предпринятые Центральным банком, по всей видимости, уже оказали успокаивающее воздействие на рынок (S&P имеет в виду вчерашнее решение Банка России о снижении нормативов отчислений банков в фонд обязательного резервирования с 7 до 3,5%. -- Ред.)». Именно за эту меру ведомство Сергея Игнатьева похвалил г-н Фрадков. Правда, г-н Илларионов утверждает, что, снижая ФОР, "ЦБ увеличивает количество денежной массы, в связи с чем наращивается инфляционное давление, то, что делает ЦБ, -- один из возможных ответов на банковский кризис», а снижение нормы отчислений в ФОР «приведет к росту инфляции».
Бывший первый зампред ЦБ и первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев согласен с оценкой Moody's. «На рынке меняется баланс сил в пользу госбанков, следовательно, изменяются и позиции отдельных банков -- снижение ФОР не изменит этого расклада сил». Более того, г-н Хандруев считает эту меру Центробанка ошибкой: «На рынке избыточное денежное предложение, рано или поздно ФОР придется повышать, а такой шаг для банков будет очень болезненным», -- говорит он.
Тем временем ситуация в банковском секторе уже стала причиной первых макроэкономических колебаний. Вчерашние торги на внутреннем валютном рынке, как можно было предполагать, ознаменовались укреплением доллара относительно рубля. Официальный курс банка России вырос сразу на 4 копейки до 29,10 руб. за доллар, а средневзвешенный курс американской валюты в течение дня достигал отметки 29,14 руб. Нельзя исключать, что сегодня подобная тенденция продолжится.
***
Согласно сообщению Moody's, могут быть пересмотрены долгосрочные рейтинги по валютным обязательствам Альфа-банка, банка «Альба-Альянс», Московского кредитного банка, Международного промышленного банка, Росбанка, КМБ-банка, МДМ-банка, Банка Москвы, ИБГ «НИКойл», Номос-банка, «Петрокоммерца», Промсвязьбанка, Росевробанка, Российского банка развития, «Русского стандарта», банка «Траст», Транскредитбанка и банка «Зенит». Кроме того, могут быть снижены рейтинги финансовой устойчивости Альфа-банка, МДМ-банка, Банка Москвы, «Русского стандарта».
Иван ГОРДЕЕВ