|
|
N°119, 09 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долг патриота
Экс-советник Назарбаева считает себя "самым эффективным" шпионом
На днях получило новое, весьма интригующее развитие ведущееся американским правосудием расследование «США против Джеймса Гиффена», гораздо более известное под названием «казахгейт». Газета «Время новостей» неоднократно писала об этом деле, фигурантом которого является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Министерство юстиции США обвиняет американского адвоката Джеймса Гиффена в нарушении закона США «О противодействии коррупции за рубежом». Гиффен, будучи в середине 90-х годов советником президента Назарбаева, перевел на личные счета своего патрона и экс-премьера Казахстана Нурлана Балгимбаева, а также их родственников около 78 млн долл. в качестве вознаграждения за право нескольких крупных американских компаний участвовать в освоении нефтяных месторождений Казахстана. Эти выплаты определяются обвинением как коррупционные сделки.
В эти дни в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Эдинбурге состоялась дискуссия об угрозе стабильности в центральноазиатских государствах -- членах ОБСЕ в связи с высоким уровнем коррупции в высших эшелонах власти этих стран (см. «Время новостей» от 7 июля). Казахстану и «казахгейту» было уделено отдельное внимание в ходе дискуссии.
За несколько дней до ассамблеи ОБСЕ, 2 июля, федеральный судья США Уильям Поли, ведущий дело Гиффена, вынес серьезное решение по ряду ходатайств защиты. Часть их была удовлетворена, часть -- нет. Но если адвокаты Гиффена горячо приветствовали решение судьи, поскольку оно предоставляет им возможность осуществлять принятую ими линию защиты, то вряд ли подобные эмоции проявят непосредственно заинтересованные в ходе судебного следствия руководители Казахстана.
И вот почему. Судья Поли согласился с доводами защиты, согласно которым с их клиента могут быть сняты обвинения в «преступном намерении, мошенничестве» с платежами на счета казахстанских руководителей, поскольку Джеймс Гиффен исполнял в Казахстане «патриотический долг перед своей страной (США. -- Ред.)». Этот «долг» состоял в том, что Гиффен, работая советником президента Назарбаева, осуществлял указания ЦРУ, Совета по национальной безопасности США, Госдепа и Белого Дома. А если называть вещи своими именами, то Гиффен настаивает на том, что он был агентом ЦРУ, причем наиболее «эффективным» в Казахстане. Его адвокаты утверждают, что он, в частности, помог добиться отказа Казахстана от ядерного арсенала, доставшегося ему в наследство при распаде СССР. А позже его влияние на президента Назарбаева привело к тому, что Казахстан прекратил продажу Северной Корее истребителей «МиГ».
Судья Поли разрешил адвокатам Гиффена использовать документы, которые они надеются получить от спецслужб и администрации США, подтверждающие разведывательный характер «миссии» их клиента в Казахстане. И если защите удастся получить хотя бы ссылки на такие документы, то 63-летний Гиффен может рассчитывать на существенное смягчение судебного приговора. Однако это никак не скажется на самочувствии Нурсултана Назарбаева. Напротив, тогда он может выглядеть как глава государства, подкупленный агентом ЦРУ.
Если события будут развиваться именно так, тогда становится понятным призыв, с которым обратился к г-ну Назарбаеву его давний оппонент, казахстанский экс-премьер Акежан Кажегельдин: принять участие в судебном процессе, начинающемся в США в октябре, чтобы доказать, что он не был в сговоре с Гиффеном, а просто оказался его невольной жертвой. С таким призывом г-н Кажегельдин выступил на днях в Эдинбурге в ходе «круглого стола» в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Сам же бывший премьер-министр Казахстана может оказаться среди свидетелей обвинения на процессе.
Аркадий ДУБНОВ, Эдинбург--Москва