Время новостей
     N°93, 30 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2001
Летят бомбы
Премьера «Перл Харбор» за рубежом и у нас
Наверное, пока лишь серьезно интересующиеся историей граждане смогут без запинки ответить на вопрос, что такое Перл Харбор -- военно-морская база США на Гавайях, штаб-квартира Тихоокеанского флота, атакованная 360 японскими самолетами 7 декабря 1941 года. Тот день стал первым днем второй мировой войны для Америки (официально война Японии была объявлена конгрессом на следующий день). 2300 человек погибли за пару часов. Пройдет немного времени, и это станет известно всем кинозрителям от мала до велика. В США и Канаде в минувшие выходные в широкий прокат вышел фильм, посвященный событиям 60-летней давности. В большинстве европейских стран «Перл Харбор» Майкла Бэя выйдет в середине и конце лета, а нам повезло: российская премьера состоится уже сегодня в новооткрывшемся кинотеатре «Алмаз» на Шаболовке.

Оценки заокеанских критиков, видевших творение Майкла Бэя, более чем сдержанные: каламбуры вокруг слова bomb -- по-английски это не только «бомба», но и провал -- встречаются едва ли не в каждой статье. Кстати, бомб в фильме будет не так уж и много: в трехчасовом «Перл Харборе» наберется меньше часа боевых действий, а почти все остальное время будет отдано любовному треугольнику, состоящему из двух американских солдатиков (Бен Эффлек и Джош Хартнетт) и одной медсестрички (Кейт Бекинсейл). В «Титанике», как известно, соотношение было едва ли не обратным.

И все же с таким размахом и рекламной кампанией коммерческий успех картине обеспечен. Майкл Бэй завоевал себе репутацию одного из лучших режиссеров экшена безупречной «Скалой». И пусть его слава была слегка подпорчена «Армаггедоном», его фильмы смотрят всегда, пусть порой и поругиваясь. «Перл Харбор» уже в первый уикенд собрал 75 млн долларов, и это при том, что из-за продолжительности картины в один день умещается всего лишь три сеанса, а изобретательная советская идея продавать двойной билет на «двухсерийный фильм» в США как-то не прижилась.

Продюсеры рекламируют «Перл Харбор» как «самый дорогой фильм всех времен и народов». Впрочем, едва ли бюджет исторического блокбастера больше, чем у «Титаника» (общие затраты составили около 200 млн долларов), а с учетом инфляции самой дорогостоящей картиной в истории кино остается, пожалуй, «Клеопатра» (1963) Джозефа Манкевича. Но цифры впечатляют: только производство «Перл Харбора» без учета рекламы потребовало около 140 млн долларов, а первый публичный показ фильма, состоявшийся в прошлый понедельник в Перл Харборе на борту авианосца «Джон Си Стеннис», обошелся продюсеру Джерри Брукхаймеру и его партнерам в несколько миллионов. Деньги свои он, разумеется, вернет. Вернут ли свои деньги зрители в форме полученного удовольствия, это еще вопрос. И все-таки ради одного кадра, в котором камера до самого конца прослеживает путь сброшенной с самолета бомбы, стоит немного потерпеть.

Алексей МЕДВЕДЕВ