Время новостей
     N°119, 09 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2004
Играем втемную
Московская биеннале современного искусства представлена прессе
Приглашенные в роскошный «Мариотт-отель» на Тверской журналисты долго маялись в коридорах в ожидании распорядителя собрания, руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого. Назначенный час начала мероприятия давно прошел. Вместе с журналистами маялась гранд-дама российского музейного сообщества, директор Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова. Появившись в конференц-зале и увидев печальную г-жу Антонову, Михаил Ефимович постарался поднять ей настроение. Начал с того, что поднял со стула. С мягкой настойчивостью пригласил пройти в президиум пресс-конференции, объясняя свое приглашение довольно экстравагантно: «Именно вы, Ирина Александровна, еще в советское время начали привозить в Москву всякие зарубежные кошмары. Потому ваше место здесь, в президиуме, среди других «растлителей» отечественной культуры». Другими «растлителями», соответственно, оказались члены оргкомитета биеннале: начальник управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии Майя Кобахидзе, комиссар биеннале, генеральный директор ГМВЦ РОСИЗО Евгений Зяблов, наконец, куратор-координатор биеннале, зам гендиректора РОСИЗО Иосиф Бакштейн. Не было только второго зама и одного из главных идейных вдохновителей биеннале Виктора Мизиано. Если формулировать мягко, причина его отсутствия объясняется некоторыми идейными разногласиями прежде всего со ставшими сегодня популярными (во многом -- благодаря профессиональной активности Виктора Мизиано и возглавляемого им «Художественного журнала») художниками -- представителями российского Contemporary Art. Еще дипломатичнее отсутствие Мизиано объяснил его соратник Иосиф Бакштейн: «Виктор -- человек страшно востребованный всем миром. На подготовку Московской биеннале, к сожалению, времени у него не остается».

Итак, Ирина Антонова заменила Виктора Мизиано в президиуме фестиваля современного искусства... Такая неожиданная диспозиция придала пресс-конференции неповторимый шарм. Собственно, присутствие Ирины Александровны в столь неожиданной для нее компании стало единственным достойным внимания фактом. Все остальное -- основная информация о подготовке биеннале, бюджет, участие зарубежных звезд, состав «российской сборной», логика режиссуры проектов в заявленных залах (ЦДХ, Третьяковке, ГМИИ, Музее архитектуры, Музее современного искусства) -- по словам куратора-координатора Иосифа Бакштейна, будет уточнено через две недели. Спрашивается, почему же «прессуху» собрали вчера?

Приятное исключение: сформулирована тема, определены дата открытия (18 января 2005 года) и команда кураторов. Тема достойная, по названию книги 1980 года опального в советское время социалиста Бориса Кагарлицкого -- «Диалектика надежды». Интерпретация предполагается широкая: от персонального «футуризма» до коллективных утопий. Команда кураторов -- проверенная. Все звезды, организаторы престижных международных фестивалей: Ярослава Бубнова, Никола Буррио, Роза Мартинес, Даниэль Бирнбаум, Ханс-Ульрих Обрист, наконец, Иосиф Бакштейн. Так что надеяться есть на кого...

И все-таки «козырной дамой» биеннале пока остается Ирина Антонова, некогда прорубившая, по словам Михаила Швыдкого, российское окно в современное искусство планеты. Молча просидевшая всю пресс-конференцию, под занавес директор ГМИИ сделала всей нашей журналистской братии очаровательный подарок. Г-жа Антонова единственная поделилась с нами конкретной информацией о выставке конкретного художника в конкретном музее. Выставка -- видеоинсталляция. Музей -- ГМИИ. Художник -- великий мастер Contemporary Art Билл Виола. Вот оно, счастье! Раз будет Виола -- невозможно не верить, что все у них с биеннале этой получится!

Сергей ХАЧАТУРОВ