|
|
N°117, 07 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Муляж идеала
Андрей Житинкин закончил сезон Оскаром Уайльдом
Задумано было нечто идеальное. После многотрудного сезона -- на круг у своеобразного табаковского холдинга МХАТ-«Табакерка» более десятка премьер, после благородных (удачных и не очень) попыток создания нового актуального Художественного театра, чувствующего свежесть классики и не боящегося новой драмы, было решено под занавес выпустить легкий, непременно изящный, дорогой и стильный спектакль.
Автор был выбран точно -- Оскар Уайльд, пьеса -- тем более. «Идеальный муж» -- поклон студии Табакова знаменитому мхатовскому спектаклю середины прошлого века. Площадку подобрали престижную -- новый театральный зал Московского международного дома музыки, который впервые ради такого случая стал сопродюсером проекта. В одном только ошиблись. Постановку поручили известному театральному деятелю -- Андрею Житинкину, которого по случайной ошибке принято называть режиссером. Этот досадный огрех испортил всю столь привлекательную затею.
Уайльд написал пьесу о том, как легко любить прописные идеалы и как трудно любить живых людей. Образцовая леди Чилтерн обожает своего образцового мужа и образцового товарища министра Роберта Чилтерна ровно до того момента, пока не узнает, что в юности тот позволил втянуть себя в неблаговидную аферу. Когда обожать мужа стало не за что, леди вдруг с ужасом обнаружила, что порвать с недостойным не в силах, потому что попросту любит его. Уайльд улаживает драму введением в сюжет случайной находки, которая помогает приструнить обольстительную шантажистку миссис Чивли и спасти сэра Роберта от позора. Но случайный хеппи-энд и блеск авторского остроумия только подчеркивают зыбкость границы между смешным и трагическим.
Житинкину никакая зыбкость неведома. Для него Оскар Уайльд -- возможность в манерной позе манерным голосом посреди манерного интерьера произносить опробованные столетием остроты в зал. Чувства семьи Чилтернов его не трогают. Главное, чтоб зал ехидными смешками оценил сентенции миссис Чивли и лорда Горинга, пикирующихся на тему разницы полов. Естественно, на роль миссис Чивли приглашена звезда -- Татьяна Догилева, а на роль лорда Горинга -- юный красавчик Максим Матвеев (куда же Житинкину без красавчиков?). Житинкин посчитал, что на этом его режиссерские обязанности исчерпаны, актеры сами смогут разобраться с персонажами. Они и разобрались. Пока красавчик красуется, Татьяна Догилева отряхивает от нафталина все свои прошлые приемы и штампы. Ее пожившая леди получается какой-то истеричной нимфоманкой, жадно сдирающей рубашку с подвернувшегося юношеского торса, в ажитации перескакивающей с деланой интонации якобы светской львицы на вопли базарной торговки. Ну нет в багаже Татьяны Догилевой ни элегантности, ни изящества, вот она и хватает из него первое, что под руку попадет. Смех в зале, конечно, возникает, правда отнюдь не благодаря остроумию автора. Самой смешной репликой миссис Чивли оказывается просьба к лорду Горингу пожать ей на прощание руку. Зал прыснул, когда Горинг-Матвеев картинно отказался. Ведь только что на глазах у всего зала он уже пожал у леди Чивли-Догилевой все, что поддается пожатию.
Говорить о прочих актерских работах в этом спектакле как-то неловко. Разве актеры виноваты, что их одели в плохо сшитые претенциозные костюмы, развели по примитивным мизансценам и попросили с многозначительным видом произносить чуждые им слова? Зато о всегдашнем соавторе Житинкина -- художнике спектакля Андрее Шарове хочется сказать отдельно. Он всегда превращал спектакли Житинкина в продолжение собственного дома моды. Его костюмы имели весьма опосредованное отношение к пьесе, но были броски и затейливы. В «Идеальном муже» нет даже этого. Не им придумано переодевать актеров из черного наряда в белый точно такого же фасона. Не им придумано обозначать Англию обилием зонтиков на сцене (белыми зонтиками утыкан весь задник сцены). Не им придумано «оживлять» декорацию настоящим антиквариатом. Но только он позволил себе свалить все это в одну неприглядную и невыразительную кучу. Актеры разливают воду из антикварного кувшинчика в дешевые современные стаканы и рассыпают пластмассовые фрукты из очаровательной вазочки. Так и весь спектакль превращается в дешевый пластиковый муляж обещавшего быть «идеальным» зрелища.
ФОТО: Пока красавчик лорд Горинг (Максим Матвеев) красуется, миссис Чивли (Татьяна Догилева) безуспешно пытается вспомнить амплуа светской львицы
Елена ГРУЕВА