|
|
N°117, 07 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнеметры в розницу и оптом
Выставка Final Cut Никиты Алексеева в «Е.К.АртБюро»
В прошедшем выставочном сезоне прорывом можно назвать деятельность галереи «Е.К.АртБюро» под руководством менеджера и консультанта на международном антикварном рынке Елены Куприной. На вернисажи «Е.К.АртБюро» в особнячок у Рождественки можно идти не робея: со вкусом у хозяйки все тип-топ, стало быть, качество гарантируется, а атмосфера и уют прилагаются. Понравилась раскрученная Куприной антология творчества гуру московского концептуализма 70--80-х. Главными героями антологии стали участник легендарной группы «Мухомор» Сергей Мироненко и основатель отечественной «новой волны» Никита Алексеев.
Сегодня посетители «Е.К.АртБюро» могут оценить грандиозность замысла и отвагу исполнения алексеевского «Монтажа». По законам концептуального жанра выставке предшествовал перформанс. Он состоялся 3 июня в подмосковном поселке Сосновка. На поляне был раскатан склеенный из 51 листа бумаги свиток разных цветов. Каждый лист -- год жизни художника, отмеченный наиболее запомнившимся событием. Лист разделен по вертикали на «кадры». По словам Никиты Алексеева, «многометровая графическая лента -- это своеобразная попытка «вспомнить все» (total recall), иллюстрированное воспоминание, похожее по своей структуре на комикс или кинопленку».
Во время перформанса первым аранжировщиком-режиссером собственного жизненного пути выступил Алексеев. Он вырезал из свитка и заново склеил в хронологическом порядке те фрагменты, что на днях выставили в галерее. Оставшиеся жизнеметры были благородно пожертвованы зрителям. Они растащили ленту на понравившиеся кадры-сезоны. В порыве проявления самых дружеских чувств свиток жизни исчезал как бальзаковская шагреневая кожа.
Уцелевшие фрагменты свитка смотрятся великолепно. «Правильные» для концептуализма автобиографические ремарки-комментарии сопровождаются лаконичными, емкими, работающими в натяжение пространственных и временных связей символами-иероглифами. Умер Сталин -- черная труба с сизым дымом. Вырезали гланды -- эскимо на лезвии-палочке. Женился -- разноцветные галочки-птички на жердочках. Рисовал в училище Сократа -- белый вихрь с профилем античного мудреца. Тоска и безнадега поздних лет СССР -- терзающие пространство серпы и клинья... Освоенное Алексеевым ремесло книжного иллюстратора помогло создать отличный визуальный конструктор -- ритм «чтения» свитка не сбивается, помех нет.
Игра с этим конструктором имеет залог страдательный. Уже изрядно сокращенный свиток будет уменьшаться и впредь. Монтажерами-редакторами опять окажутся зрители. Из висящей теперь на стенах галереи ленты уже сегодня можно вырезать оставшиеся кадры и покупать их, приближая тем самым final cut биографической эпопеи. Те кадры, на которые не позарится уже никто, вернутся к художнику. И они будут подлинно авторским, личным, не предназначенным для чужого внимания высказыванием. Алексеев найдет Алексеева. Пусть даже на пространстве в размер бумажного листа.
ФОТО: Художник-философ Никита Алексеев созерцает свиток собственной жизни
Сергей ХАЧАТУРОВ