|
|
N°118, 08 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва массового спроса с элитарным запросом
Филармония и Дом музыки раскрыли свои планы
Экспертное сообщество и широкая публика сходятся во мнении, что в России чуть ли не бум классической музыки. По заверениям большинства московских концертных организаций, в новом сезоне он не сойдет на нет. Понятно, что ощущение роста интенсивности академической концертной жизни возникает за счет увеличения числа громких, дорогостоящих событий и статусных гастролеров. Между тем основу сезона, его плотность, ритм и содержание составляют абонементные циклы. В первую очередь филармонические. Есть еще собственные абонементы у некоторых оркестров (в «Осеннем абонементе» РНО, чья стратегия имеет великолепную репутацию, значатся имена дирижеров Владимира Юровского, Александра Ведерникова, Энрике Маццола, солистов Алексея Любимова, Бориса Андрианова, Михаила Лидского, Александра Тростянского, сопрано Лучианы Серра и самого Михаила Плетнева в дирижерской и фортепианной ипостасях). Появились абонементы у Московского Дома музыки, который завершил первый сезон и обнародовал планы на следующий.
О стиле, качестве и количестве абонементных программ принято бурно спорить. Их число огромно, потребитель разнообразен, некоторые абонементы раскупаются в первые дни продажи, другие стабильно собирают в лучшем случае ползала; одни кажутся смутным перечнем случайно собранных сочинений и исполнителей, другие впечатляют концептуальной стройностью и неординарностью.
Художественный руководитель Московской филармонии композитор Александр Чайковский (на снимке) полагает, что филармония должна сохранять свои просветительские функции, даже если это приводит к коммерческим потерям: «Иногда у нас бывает чуть ли не сто концертов в день, включая концерты в школах и в других организациях. Эту работу почти никто не видит, но она необходима. Если мы не будем этого делать, потеряем публику и вообще перестанем быть востребованы. Поэтому филармония не сокращает количество своих абонементов, но меняет их содержательно и качественно».
В сезоне 2004/05 у филармонии запланировано 87 абонементов -- это около 400 концертов в разных залах (их список традиционен -- от Зала Чайковского и трех консерваторских до летней площадки в Кусково). По словам Чайковского, примерно процентов на тридцать в новом сезоне удалось реализовать желаемое. Есть проблемы. Первая -- отсутствие механизмов, с помощью которых филармония могла бы влиять на репертуар. («Лично я бы хотел, чтобы в КЗЧ поставили «Моисея и Аарона» Шенберга, но приказать не могу, так что мы находимся постоянно в процессе сложных переговоров с дирижерами и солистами», -- говорит руководитель филармонии.) Вторая -- в два раза увеличенная Консерваторией арендная плата за Большой зал, что поставило в затруднительное положение не только одну филармонию: «Тем не менее мы пошли на риск, сохранив количество абонементов в БЗК, несколько сократив количество программ в камерных залах (все камерные программы стали для филармонии абсолютно убыточными)».
Предмет гордости худрука филармонии -- расширение репертуара в сторону современной музыки (прозвучат «Реквием» Валентина Сильвестрова, новинка от Канчели, в абонементе Алексея Любимова -- целый список великолепных современных авторов) и мало исполняемых сочинений разных стилей и веков (например, Александр Рудин сыграет виолончельный концерт Мясковского). Еще один прорыв -- начавшаяся работа по приглашению зарубежных гастролеров, которых практически не было у филармонии в прошлом сезоне. Приедут пианисты Барри Дуглас и Питер Донохоу, возможно, будет Маурицио Поллини, пройдет цикл «Органисты великих соборов», на несколько сезонов запланирован абонемент «Виртуозы мира», где кроме «Виртуозов" наших в новом сезоне появятся «Виртуозы» Рима, Праги и Саксонии.
Впервые в абонементном списке есть хоровые циклы (хор Минина и хор Тевлина), абонемент лучших вузов (его самые успешные молодые участники получат дальнейшую поддержку филармонии, чьи молодежные программы проходят с большим успехом) и «именные» программы, все концерты которых проходят в разных залах (циклы Сергея Стадлера и Максима Федотова).
Дом музыки также представит абонементы, хотя от идеи конкуренции с филармонией, когда в месяц проводится по 90 концертов, он благоразумно отказался. Кое-что в абонементной политике ММДМ напоминает о филармонических принципах -- начиная с названий («Волшебное царство музыки», «Дети -- детям», «Гармонии стиха неведомые тайны») и заканчивая содержанием. Здесь фигурируют любимые филармонические герои (Денис Мацуев, например, правда, в роли джазового музыканта), а оркестровые циклы (вышеназванное «Царство» и концептуально интригующие «Последние симфонии») кроме НФОРа и БСО для полноты укомплектованы слабоватым ГАСО, хотя, скажем, «Новая Россия» Башмета выглядела в прошедшем сезоне значительно интересней.
Тем не менее в политике ММДМ хорошо заметны собственные содержательные амбиции, касающиеся прежде всего исполнителей и концепций. Его жанровая палитра широка, но определенна: абонементы для детей, циклы молодых исполнителей, которые, впрочем, пока прошли не так удачно, как у филармонии (несмотря на роскошный состав абонемента «Возвращение»), три джазовых абонемента (пока не ясна судьба цикла «Евроджаз-XXI век», оказавшегося слишком дорогостоящим), цикл старинной «Музыки для гурманов», серия концертов с участием солистов Большого и Мариинского театров, программы камерного оркестра Musica Viva. В работе -- серии современной музыки.
Дом музыки намерен преодолевать ситуацию, когда на гастроли приглашаются звезды пенсионного возраста за сумасшедшие деньги, а высококлассные зарубежные исполнители, чьи имена не навязли в зубах самой далекой от искусства аудитории, не могут быть представлены. В новом сезоне в абонементных сериях ММДМ появятся дирижеры Томас Зандерлинг, Джеймс Конлон, Джордж Клив, запланирован сильный фортепианный цикл, состав которого полностью будет обнародован осенью, эффектные гастролеры украсят абонементы старинной музыки и джаза. Проблема сочетания актуального профессионализма, просвещенного репертуара, концептуальной выдумки, массового спроса, элитарного запроса и продаж, уровень которых растет, но не может покрыть всех необходимых затрат, для Дома музыки еще актуальней, чем для филармонии. Но одно то, что эту проблему формулируют сами менеджеры ММДМ, обнадеживает.
Юлия БЕДЕРОВА