|
|
N°117, 07 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полет и свет
На 93-м году жизни скончался Павел Лисициан
Лучший советский баритон и блистательный наследник русских оперных традиций Павел Лисициан умер на даче, которую он любил почти так же, как пение, как сцену Большого театра, как работу с молодыми певцами и собственную огромную семью.
Павел Лисициан родился в 1911 году во Владикавказе, пел в Санкт-Петербурге, в Армении, во время войны спел около 500 концертов на фронтах и получил медали «За отвагу» и «За освобождение Кавказа».
Он оставил после себя сильную школу, наложившую отпечаток на его знаменитых детей (Карину, Рузанну, Рубена) и всех, с кем Лисициан занимался в России и за границей. Еще он оставил после себя память о голосе -- уникальный, светлый, полетный тембр его баритона, культура и мастерство украсили множество партий в операх Чайковского, Верди, Бизе, Спендиарова, Прокофьева, Чухаджяна и других композиторов, ставившихся в Большом театре с 1940 по 1966 год.
Он был непревзойденным исполнителем лирических ролей (его Жермон был светел, отмечен благородством духа и аристократизмом певческих манер), и с той же царственной выразительностью звучали в его исполнении драматические партии, такие как Амонасро в «Аиде» Верди.
Его от природы поставленный голос заметили в 1939 году, когда он пел на Декаде армянского искусства, и сразу пригласили в Большой театр. Большому Лисициан посвятил 25 лет, дал 1800 спектаклей (плюс еще примерно столько же на гастролях в других советских театрах), был королем множества партий (Елецкий, Онегин, Мазепа, Амонасро, Жермон, Эскамильо), после чего ушел тихо, без скандалов и сенсаций. Светлый характер и спокойный энергичный темперамент сделали из него любимца не только публики, но и всех, кто когда-нибудь с ним общался или работал.
Он был обласкан властью. В театре, на гастролях (первым из советских певцов пел в Нью-Йорке в «Метрополитен» и в Карнеги-холле) и на концертных сценах получал самые убедительные гонорары, но все это не отразилось ни на его характере, ни на его искусстве, ни на восприятии его творчества.
РИА «Новости» приводит слова одного из наследников Лисициана Зураба Соткилавы: «В сердцах всех, кто знал его, он сохранится не только как блистательный певец, но и как теплый, чуткий, доброжелательный человек». Это ли не славная память.
Юлия БЕДЕРОВА